Закон украины об лицензировании

Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

Закон о лицензировании в Украине определяет виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

  • Статья 1. Определение терминов
  • Статья 2. Сфера действия Закона
  • Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере лицензирования
  • Статья 4. Полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования
  • Статья 5. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования
  • Статья 6. Орган лицензирования
  • Статья 7. Экспертно-апелляционный совет
  • Статья 8. Лицензионные условия
  • Статья 9. Виды хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию
  • Статья 10. Документы, представляемые органу лицензирования для получения лицензии
  • Статья 11. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии
  • Статья 12. Особенности проведения конкурса на получение лицензий для видов хозяйственной деятельности, осуществление которых связано с использованием ограниченных ресурсов
  • Статья 13. Сведения, которые содержит лицензия
  • Статья 14. Выдача лицензии
  • Статья 15. Плата за выдачу лицензий
  • Статья 16. Переоформление лицензии
  • Статья 17. Изменение данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии
  • Статья 18. Выдача дубликата лицензии
  • Статья 19. Лицензионные дела и лицензионный реестр
  • Статья 21. Аннулирование лицензии
  • Статья 22. Ответственность за нарушение норм настоящего Закона
  • Статья 23. Возмещение ущерба в связи с нарушением законодательства в сфере лицензирования
  • Статья 24. Заключительные положения

Полную версию ЗУ о лицензировании предпринимательской деятельности со всеми изменениями можно почитать здесь.

Комментарии юристов к закону по таким тематикам:

Для граждан

Земельные вопросы и споры

Консультации по защите прав потребителя

Помощь юриста при ДТП

Помощь юриста при разводе

Споры с банками

Для бизнеса

Регистрация юридического лица

Регистрация физического лица-предпринимателя

Регистрация общественной организации

Регистрация торговой марки

Консультация по налоговому законодательству

Обжалование налогового уведомления — решения

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!

Рекомендуем

  • Читайте статті на тему: фондовий ринок України на українській версії Prostobank.ua
  • Полезная информация по запросу: возмещение налогового кредита на сайте о личных финансах
  • Полезная информация по запросу: тарифы анелик на сайте о личных финансах
  • Читайте материалы по теме: выращивание клубники на бизнес портале
  • Полезная информация по запросу: реформы пенсионного фонда Украины на правовом портале для граждан и бизнеса
  • Читайте статті на тему: проведення податкових перевірок на правовому порталі
  • Полезная информация по запросу: регистрация фирмы на правовом портале для граждан и бизнеса
  • Полезная информация по запросу: договор поручительства в Украине на правовом портале для граждан и бизнеса
  • Полезная информация по запросу: бесплатно юридическая консультация онлайн на правовом портале для граждан и бизнеса
  • Полезная информация по запросу: как оформить авторские права на стихи на правовом портале для граждан и бизнеса

Бесплатная юридическая консультация

Для получения бесплатной юридической консультации онлайн, Вам нужно описать вашу проблему и отправить заявку одному или нескольким ведущим юристам Украины. Ответ Вы получите по телефону или электронной почте.

28 июня вступает в силу новый Закон Украины о лицензировании

28 июня 2015 года вступает в силу Закон Украины от 02.03.2015 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 222) , которым в новой редакции изложены требования к осуществлению деятельности, подлежащей лицензированию.

Перечень лицензируемых видов деятельности сокращен. Лицензированию подлежат 30 видов деятельности, среди которых по-прежнему: финансовая и банковская деятельность, деятельность туроператоров, посредников в трудоустройстве за границей, производство медикаментов и медицинская практика, а также производство и торговля подакцизными товарами.

Лицензирование деятельности в сфере коммуникаций утрачивает силу с 01.01.2018 г.

Лицензии на осуществление видов хозяйственной деятельности, которые на день вступления в силу данного закона являются действующими, продолжают действовать.

Лицензии на перечень тех видов хозяйственной деятельности, лицензирование которых сужено, подлежат переоформлению в трехдневный срок бесплатно, а те лицензии, которые действуют на день вступления в силу Закона № 222 и имели ограниченный срок действия, являются бессрочными и по заявлению лицензиата могут быть переоформлены соответствующим органом лицензирования бесплатно в недельный срок.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 марта 2015 года №222-VIII

О лицензировании видов хозяйственной деятельности

(В редакции Законов Украины от 26.11.2015 г. №835-VIII (вступил в силу 01.01.2017 г.), 08.12.2015 г. №867-VIII, 22.09.2016 г. №1540-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII, 17.01.2017 г. №1817-VIII (вступил в силу 17.01.2017 г.), 23.03.2017 г. №1983-VIII, 13.04.2017 г. №2019-VIII, 18.05.2017 г. №2042-VIII, 05.09.2017 г. №2145-VIII)

Статья 1. Определение терминов

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) безлицензионная деятельность — осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии на его производство, в том числе производства лицензиатом части вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, иной, чем та, на которую ему выдана лицензия;

1-1) выдача лицензии — внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований записи о праве производства предприятием определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;

2) соискатель лицензии — субъект хозяйствования, который подал в орган лицензирования заявление о получении лицензии вместе с подтверждающими документами в соответствии с требованиями соответствующих лицензионных условий;

3) лицензиат — субъект хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление установленного законом вида хозяйственной деятельности;

4) лицензионные условия — нормативно-правовой акт Кабинета Министров Украины, иного уполномоченного законом органа государственной власти, положения которого устанавливают исчерпывающий перечень требований, обязательных для выполнения лицензиатом, и исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии;

5) лицензия — запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;

6) лицензирование — средство государственного регулирования производства видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, направленное на обеспечение реализации единой государственной политики в сфере лицензирования, защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей;

7) орган лицензирования — орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, или уполномоченный законом государственный коллегиальный орган.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 26.11.2015 г. №835-VIII (вступил в силу 01.01.2017 г.), 22.09.2016 г. №1540-VIII)

Статья 2. Сфера действия Закона и полномочия органов государственной власти в сфере лицензирования

1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности, определяет исключительный перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, устанавливает унифицированный порядок их лицензирования, надзор и контроль в сфере лицензирования, ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на порядок выдачи, переоформления и аннулирования лицензий на осуществление следующих видов хозяйственной деятельности:

1) банковской деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;

2) деятельность в области телевидения и радиовещания, которая осуществляется в соответствии с Законом Украины «О телевидении и радиовещании»;

3) производство и торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, которая осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий».

3. Предприятие может осуществлять виды хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, после внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о выдаче ему лицензии.

4. Хозяйственная деятельность на основании лицензии, выданной органом лицензирования, которым является:

центральный орган исполнительной власти, государственный коллегиальный орган, — осуществляется на всей территории Украины;

Совет министров Автономной Республики Крым, — осуществляется на территории Автономной Республики Крым;

местный орган исполнительной власти, — осуществляется на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

5. Формирование и реализацию государственной политики в сфере лицензирования в установленном настоящим Законом порядке осуществляют:

Кабинет Министров Украины или иной орган государственной власти в случаях, установленных законом — путем принятия нормативно-правовых актов в сфере лицензирования;

специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования;

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 26.11.2015 г. №835-VIII, 13.04.2017 г. №2019-VIII)

Статья 3. Принципы государственной политики в сфере лицензирования

1. Государственная политика в сфере лицензирования основывается на:

1) принципе единой государственной системы лицензирования, которая реализуется путем:

установления единого перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, исключительно этим Законом;

определения исчерпывающего перечня документов, прилагаемых к заявлению о получении лицензии, исходя из минимального количества таких документов, достаточных лишь для подтверждения выполнения требований соответствующих лицензионных условий;

определения Кабинетом Министров Украины органов лицензирования и видов хозяйственной деятельности в соответствии со статьей 7 этого Закона, на которые соответствующий орган лицензирования выдает лицензии;

2) принципе территориальности, согласно которому действие лицензии распространяется на административную территорию органа лицензирования, который ее выдал;

3) принципе соблюдения законности путем того, что:

введение лицензирования вида хозяйственной деятельности осуществляется исключительно законом;

виды хозяйственной деятельности, не указанные в статье 7 этого Закона, лицензированию не подлежат;

устанавливаются конкретные сроки осуществления каждого действия органа лицензирования, специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования;

требования лицензионных условий должны быть однозначными, прозрачными и исключать возможность их субъективного применения органами лицензирования или лицензиатами;

полномочия специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, Экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования и порядок вступления в силу решений органа лицензирования относятся к сфере лицензирования всех видов хозяйственной деятельности, определяются исключительно этим Законом и не могут быть ограничены другими законами;

вводится ответственность должностных лиц органов лицензирования и специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования и субъектов хозяйствования за нарушение требований нормативно-правовых актов, регулирующих сферу лицензирования;

запрещается требование органами лицензирования предоставления документов из государственных бумажных или электронных информационных ресурсов;

4) принципе приоритетности защиты прав, законных интересов, жизни и здоровья человека, окружающей среды, защиты ограниченных ресурсов государства и обеспечения безопасности государства, который предусматривает:

лицензирование вида хозяйственной деятельности применяется только к такому виду, осуществление которого представляет угрозу нарушения прав, законных интересов граждан, жизни или здоровью человека, окружающей среде и/или безопасности государства, и только в случае недостаточности других средств государственного регулирования;

предотвращение проявлений коррупции;

в случае внесения изменений в нормативно-правовые акты в сфере лицензирования, предполагается достаточный для реализации этих изменений срок, но не менее двух месяцев;

5) принципе равенства прав субъектов хозяйствования, который предусматривает:

свободный выбор субъектом хозяйствования производства установленного законом вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, и территории своей деятельности;

обеспечение при получении лицензии равенства прав субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы или формы собственности;

установление единых требований лицензионных условий путем определения их соответствия уровням риска от осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;

избежание необоснованных обременений или излишних административных процедур;

запрет использования лицензирования видов хозяйственной деятельности для ограничения конкуренции;

6) принципе открытости процесса лицензирования, который обеспечивается путем:

своевременного обнародования результатов лицензионной деятельности органами лицензирования на своих официальных сайтах и проектов нормативно-правовых актов — в порядке, предусмотренном Законом Украины «О доступе к публичной информации»;

обеспечение доступности информации в сфере лицензирования в соответствии с законом;

привлечение на паритетных началах представителей профильных общественных организаций, субъектов хозяйствования и/или их объединений в процесс принятия решений Экспертно-апелляционным советом по вопросам лицензирования.

2. Принципы государственной политики в сфере лицензирования распространяются на порядок лицензирования всех видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Лицензирование видов хозяйственной деятельности, которые не соответствуют приведенным в этой статье принципам государственной политики, запрещается.

Статья 4. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования

1. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования:

1) разрабатывает основные направления развития сферы лицензирования и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения по ее совершенствованию;

2) обобщает практику применения нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;

3) согласовывает проекты нормативно-правовых актов в сфере лицензирования (в том числе лицензионные условия), которые разрабатываются и/или принимаются органами исполнительной власти, государственными коллегиальными органами;

4) осуществляет методическое руководство, информационное обеспечение деятельности органов лицензирования и определяет форму лицензионного отчета;

5) осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, государственными коллегиальными органами законодательства в сфере лицензирования;

6) образует Экспертно-апелляционный совет по вопросам лицензирования и обеспечивает его деятельность;

7) вправе для целей Экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования получать от органа лицензирования копии документов, касающихся принятого им решения, которое обжалуется в специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, и привлекать на общественных началах государственных служащих, ученых и других специалистов (с согласия их руководителей) для получения консультаций и проведения экспертизы документов в сфере лицензирования, а также запрашивать и получать информацию, документы или материалы;

8) выдает предписание об устранении нарушения законодательства в сфере лицензирования и распоряжение об отклонении или удовлетворении апелляций или жалоб с учетом решения экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования;

9) ставит вопрос об ответственности должностных лиц органов лицензирования, которые приняли решение, которое отменено на основании решения экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Нормативное регулирование охранной деятельности

  • Автор: Марина Лосенко
  • Стандартные процедуры: Получение лицензий и разрешений
    Лицензия на охранную деятельность
  • Дата публикации: 24/11/16

Охранная деятельность является особым видом хозяйственной деятельности, которая направлена на предоставление услуг по обеспечению сохранности объектов собственности юридических и физических лиц, а также и самих владельцев, физических лиц. Субъекты хозяйствования могут заниматься такой деятельностью только после получения специального разрешения от государства – лицензии на охранную деятельность. В связи с введением государственного контроля над сферой предоставления услуг по охранной деятельности появляется много вопросов – какова процедура получения лицензии, по поводу организации ведения работы охранного агентства, требований к персоналу, перечня услуг, которые предоставляются охранными агентствами, процедуры предоставления охранных услуг и т.д. Ответы на все эти услуги можно найти в нормативных документах, рассмотрению которых и посвящен этот комментарий.

Законодательное регулирование охранной деятельности

Главными нормативно-правовыми актами в сфере регулирования охранной деятельности являются Закон Украины «Об охранной деятельности», Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», Постановление КМУ «Об утверждении Лицензионных условий ведения охранной деятельности», Постановление КМУ «Об утверждении перечня органов лицензирования…» и т.д.

Закон Украины «Об охранной деятельности» устанавливает основы и принципы осуществления охранной деятельности в Украине. В нем есть перечень организационных, технических, профессиональных требований к ведению охранной деятельности. Нормативный акт регулирует широкий круг вопросов, в частности:

  • виды охранной деятельности, которые может предоставлять субъект хозяйствования в этой сфере;
  • перечень требований к персоналу;
  • какими правами и обязанностями обладают охранники при исполнении своих функций;
  • как они обязаны применять специальные средства и меры физического воздействия;
  • как предоставляются охранные услуги в Украине и т.д.

Основание собственного охранного агентства и ведение охранного бизнеса невозможно без ознакомления с содержанием этого документа. Закон также предусматривает необходимость получения лицензии для занятия охранной деятельностью, но самому лицензированию в нашей стране, в том числе и охранной деятельности, посвящен другой закон — Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности».

Лицензирование охранных услуг

Закон о лицензировании является главным нормативно-правовым актом в сфере лицензирования. Он закрепляет основные элементы процедуры лицензирования – срок действия лицензии; плата за лицензию; орган, который выдает лицензию; как долго оформляется лицензия; какие документы необходимые для получения лицензии; процедуру их рассмотрения и т.д.

Но и эти два закона не раскрывают ряд других важных условий ведения охранной деятельности, которые нужны для правильного осуществления такого вида деятельности субъектом хозяйствования. Например, после ознакомления с текстом закона о лицензировании так и остается открытым вопрос по поводу необходимого перечня документов для получения лицензии либо органа, который выдает эту лицензию. Закон об охранной деятельности отправляет нас к другому нормативному акту и с вопросом об уровне образования специалиста по организации охраны.

Одним из основных подзаконных актов в этой сфере является Постановление КМУ «Об утверждении Лицензионных условий ведения охранной деятельности».

Именно этот документ дает подробное описание процедуры получения лицензии для ведения охранной деятельности, устанавливает правила проведения охранной деятельности и порядок проверки лицензиатов, условия, которые вызывают аннулирование лицензии.

Так, Постановление устанавливает перечень документов, которые подаются для оформления лицензии. К ним относятся:

  • заявление;
  • копия паспорта руководителя получателя лицензии;
  • документы, что подтверждают способность работников для исполнения охранных функций;
  • опись полученных документов.

Этот перечень стал больше, в сравнении с предыдущими Лицензионными условиями, которые были утверждены приказом МВД. Например, к пакету документов добавлена копия паспорта руководителя фирмы-получателя лицензии и опись полученных документов. Также в новых лицензионных условиях подробно расписаны документы, которые подтверждают годность работников для исполнения охранных функций – в частности справки о несудимости, медицинские справки, документы о получении квалификации и конкретного разряда.

Закон о лицензировании определяет, что утверждение органов лицензирования осуществляется Кабинетом Министров Украины. Согласно Постановлению КМУ «Об утверждении перечня органов лицензирования…» таким органом в сфере охранной деятельности определено Министерство внутренних дел Украины.

Требования к персоналу охраны

Для ведения охранной деятельности необходимо иметь персонал, но следует помнить, что не все граждане могут исполнять такие функции. Так Закон об охранной деятельности устанавливает требования к будущим работникам:

  • совершеннолетие (достижение 18 лет);
  • дееспособность
  • гражданство Украины;
  • наличие пройденного профессионального обучения или профессиональной подготовки;
  • наличие трудового договора с субъектом охранной деятельности.

Все привлекаемые к работе охранники должны отвечать таким общим требованиям, однако устанавливаются и специфические требования для отдельных видов услуг. Для этого существует деления охранников на 4 разряда, которые в зависимости от уровня образования или стажа работы на конкретных должностях приобрели такую специализацию, предусмотренную приказом Министерства труда и социальной политики Украины «Об утверждении Выпуска 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников». В зависимости от наличия того или иного разряда, конкретный сотрудник может быть допущен к исполнению определенных видов охранных услуг, на него могут быть возложены соответствующие функции, например, физической охраны, постовой охраны или другие.

Многих интересует вопрос организации работы в охранном агентстве, в частности – как необходимо вести документацию, нужен ли журнал – регистрации на предприятии, есть ли обязательным наличие униформы и удостоверений в охранников, каким технологическим требованиям должен соответствовать пункт центрального наблюдения и т.д.

Законодательство не обязывает субъектов охранной деятельности по поводу ведения значительного количества документации по общему правилу. Основной закон в этой сфере дает прямое указание на необходимость обеспечить сохранность лицензионных документов, фото – и видеоматериалов, полученных во время осуществления охранной деятельности. Если говорить о каких–то дополнительных документах, то надо сказать, что уже сам субъект хозяйствования определяет обязательность их ведения.

По поводу униформы и удостоверений охранников можно сделать вывод, что обязательный характер носят только удостоверения с информацией о сотруднике, в котором также указан срок действия документа. Подробные требования по поводу организационных вопросов имеются в Лицензионных условиях – специальные отметки на одежде должны иметь только охранники, которые охраняют имущество. Отдельное внимание посвящается технологическим стандартам, которые необходимы для использования субъектом охранной деятельности пункта центрального наблюдения. В этом случае требуется наличие постоянных дежурных охранников, систем видео– и аудионаблюдения, транспорта быстрого реагирования, журнала регистрации событий и т.д.

Порядок использования спецсредств в охранной деятельности

В охранной деятельности часто используются специальные средства, которые повышают эфективность охранных мероприятий. Это могут быть специальные средства, меры физического влияния, служебные собаки и инструменты транспортного реагирования. Вопрос использования специальных средств регулируется множеством нормативных актов:

  • Постановление КМУ «Об утверждении перечня специальных средств, приобретение, сохранение и использование которых применяется субъектами охранной деятельности»;
  • Постановление КМУ «О порядке продажи, приобретения, регистрации, учета и применения специальных средств самообороны, заряженных веществами слезоточивого и раздражительного действия»;
  • Указ МВД «Об утверждении Порядка оборудования транспорта реагирования субъекта охранной деятельности средствами радиотехнической связи, цветографическими схемами (надписями), световыми и звуковыми сигналами»;
  • Указ МВД «Об утверждении Инструкции о порядке изготовления, приобретения, сохранения, учета, перевозки и использования огнестрельного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, оснащенных резиновыми или аналогичными по своим качествам метательных снарядов несмертельного действия, и патронов к ним, а также боеприпасов к оружию, основных частей оружия и взрывных материалов».

Общие принципы применения спецсредств установлены также основным законом, согласно которому использование таких средств допускается только в исключительных случаях, с целью предотвращения правонарушений, и в большинстве случаев квалифицированными охранниками. Например, запрещается применять специальные средства или служебных собак при любых условиях в толпе. Использование специальных средств возможно только при наличии соответственных разрешений в субъекта охранной деятельности.

Наконец, необходимо отметить, что предоставление охранных услуг совершается только на основании договора с заказчиком о предоставлении таких услуг. Это требование предусмотрено не только Законом об охранной деятельности, а и Гражданским кодексом Украины. Существенными условиями договора охраны есть – цена, строк, условия предоставления таких услуг, права, обязательства и ответственность участников.

Итак, нормативное регулирование охранной деятельности является сложным, комплексным вопросом, который нуждается в изучении и исследовании на почве многих актов в их взаимозависимости между собой.

Законодательство о лицензировании будет совершенствоваться

Ксения Ляпина , глава Государственной регуляторной службы Украины, рассказала о предпосылках к возникновению необходимости внесения изменений в законодательство о лицензировании и планах по решению проблем в этой сфере.

Она напомнила, что Законом № 222 введены новые подходы к регулированию хозяйственной деятельности путем упрощения процедур лицензирования, а именно:

  • упрощен порядок получения лицензии путем четкой регламентации процедур и сроков их выполнения;
  • внедрена необязательность оформления лицензии в бумажном виде;
  • установлена бессрочность действия лицензии;
  • существенно расширены полномочия Экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования.

Однако, несмотря на эти новации, Закон № 222 содержит ряд несогласованностей, пробелов и внутренних правовых коллизий, урегулирование которых возможно путем внесения изменений в этот закон. Кроме того, введенные новации влекут за собой необходимость дальнейшего системного усовершенствования процедур лицензирования.

Председатель Государственной регуляторной службы Украины анонсировала создание рабочей группы, которая будет рассматривать и систематизировать предложения, которые поступят в этот орган, и формировать финальные предложения по изменениям в Закон № 222.

«Сейчас речь идет о повышении эффективности этой системы и обеспечении ее действенности», — продолжила директор Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении» Тамара Соляник и выразила надежду, что широкая дискуссия между представителями органов лицензирования, бизнеса и общественности поспособствует этому.

Любомир Чорний , эксперт Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении», презентовал основные вызовы и направления усовершенствования системы лицензирования видов хозяйственной деятельности. Так, среди основных проблем применения лицензирования как средства государственного регулирования он выделил следующие:

  • отсутствие рискориентированности (оценки фактических рисков), что не дает возможности принимать со стороны государства сбалансированные решения;
  • отсутствие единого порядка лицензирования;
  • чрезмерные объемы лицензионного вмешательства и неоправданность лицензирования в отдельных сферах;
  • ограничение лицензирования: отдельные лицензионные условия прописаны таким образом, что обеспечение контрольной функции невозможно, и фактически искажается само назначение лицензирования;
  • чрезмерные дискриминационные полномочия органов лицензирования. В частности, бывают случаи, когда отдельные органы лицензирования требуют от субъектов хозяйствования дополнительные документы, которые не включены в исчерпывающие перечни таковых и не предусмотренные законодательством, и прочее.

Л. Чорний выделил несколько инструментов повышения эффективности системы лицензирования.

1. Формирование концепции необходимых изменений, которое включает разработку функциональной карты проблем в системе лицензирования, классификатора рисков вследствие осуществления лицензированных видов хозяйственной деятельности и подготовку концепции повышения эффективности системы лицензирования.

2. Нормативно-правовое обеспечение изменений, которое включает подготовку пакета законопроектов, направленных на урегулирование порядка и процедур предоставления лицензий и повышение эффективности лицензирования, отмену лицензирования в сферах, где его применение неоправданно, а также подготовку подзаконных нормативных актов.

3. Технологическое обеспечение изменений — поддержка развития сети и систем предоставления лицензий в электронной форме; создание интегрированной автоматизированной системы обеспечения и контроля процедур лицензирования; внедрение электронных обращений и обжалования правонарушений в сфере лицензирования и т.д.

4. Экспертно-техническое обеспечение изменений — мониторинг процедур лицензирования и предоставления лицензий; поддержка работы Экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования и расширение сферы его деятельности и пр.

5. Открытость и прозрачность лицензирования, которые заключаются в доступности данных о выданных (аннулированных) лицензиях, технической возможности отслеживания хода рассмотрения заявления о получении лицензии и информационной наполненности официальных веб-сайтов органов лицензирования.

Директор Департамента лицензирования и разрешительной системы Государственной регуляторной службы Украины Александр Андреев презентовал подготовленные службой изменения в Закон № 222. Во время подготовки предложений были учтены изменения в этот закон касательно отмены лицензии как документа на бумажном носителе и внедрения размещения информации относительно всех процедурных вопросов по лицензированию на портале электронных сервисов юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Изменения внесены Законом Украины от 26.11.2015 г. № 835-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» и вступают в силу 1 января 2017 г.

В частности, Государственная регуляторная служба Украины предлагает дополнить терминологический ряд закона такими понятиями, как:

  • приостановка (остановка) и возобновление действия лицензии;
  • особенности лицензирования;
  • материально-техническая база осуществления определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.

На уровне закона «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» предлагается установить основания для приостановки (остановки) и возобновления действия лицензии. Поскольку Законом № 222 введена бессрочность действия лицензии (то есть, по сути, лицензия является пожизненной), могут быть случаи, когда лицензиат временно не имеет желания осуществлять соответствующую деятельность. При этом когда лицензиат фактически не осуществляет свою деятельность, исходя из требований Закона № 222, он должен соответствовать требованиям лицензионных условий, а его деятельность потенциально является объектом проверки органами лицензирования.

Именно для таких случаев предлагается предусмотреть возможность приостановки (остановки) и возобновления действия лицензии по заявлению лицензиата. При этом, если лицензиат намерен возобновить лицензию, которая была приостановлена (остановлена) по его желанию, ему достаточно будет обратиться в орган лицензирования с соответствующим заявлением и предоставить информацию относительно соответствия лицензиата лицензионным условиям. Форму и содержание такой информации предлагается установить на уровне лицензионных условий.

Разработанные Государственной регуляторной службой Украины предложения также предусматривают отмену необходимости подачи органом лицензирования ежегодного лицензионного отчета (ст. 4, 6 Закона № 222). Предлагается отменить полномочия Государственной регуляторной службы Украины по определению формы и содержания лицензии (ч. 13 ст. 13), поскольку предусмотрена необязательность оформления лицензии в бумажном виде. Также Государственная регуляторная служба Украины предлагает исключить нормы о недействительности и аннулировании лицензии, непереоформленной в установленный срок (ч. 16 ст. 13, ч. 7 ст. 15) и о наследовании лицензии (ч. 7 ст. 15).

Предлагается также расширить полномочия органа лицензирования возможностью возложения на его территориальные подразделения обязанностей по приему заявлений и документов для получения лицензий. В настоящее время делегировать можно только проведение проверок соблюдения лицензиатами требований лицензионных условий. А. Андреев сообщил, что данные предложения сформированы по результатам соответствующих обращений органов лицензирования. По мнению Государственной регуляторной службы Украины, данная новация является позитивной для субъектов хозяйствования, которые желают подать документы в орган лицензирования нарочно (а не почтовым отправлением, или в электронном виде), поскольку появляется возможность подачи документов в орган лицензирования по местонахождению.

В рамках дискуссии эксперты коснулись процедурных вопросов, возникших в процессе применения Закона № 222, а также обсудили возможные изменения по перечню видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Директор Департамента оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Государственной службы Украины по лекарственным средствам Елена Речкина также озвучила несколько предложений. «Мы предлагаем делегировать территориальным подразделениям органа лицензирования право выдачи распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий», — отметила она. На сегодня согласно закону решения по результатам проверки принимаются исключительно органом лицензирования, однако, по словам Е. Речкиной, на центральном уровне это сделать достаточно сложно.

Еще одно предложение — обязать лицензиата подавать в орган лицензирования заявление о закрытии места осуществления деятельности (обособленного подразделения) для изъятия соответствующей информации из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и общественных формирований с целью отражения в нем актуальных данных относительно действующих мест осуществления деятельности.

Что касается предоставления возможности приостановки (остановки) действия лицензии по заявлению лицензиата, то возникает вопрос: должен ли лицензиат в таком случае отвечать требованиям лицензионных условий (содержать материально-техническую базу и персонал)? По мнению Е. Речкиной, этот нюанс требует уточнения на уровне закона.

«По большинству спорных вопросов лицензирования среди бизнес-среды существуют противоположные точки зрения. Этот диалог с заинтересованными сторонами — бизнесом и органами лицензирования — мы провели на начальной стадии разработки изменений в закон. Ждем других предложений по совершенствованию закона о лицензировании. Далее проведем оценку регуляторного влияния всех альтернатив и только тогда будем определяться с решениями, опять же, путем консультаций с бизнесом и госорганами. Только такой, хоть и не короткий путь, приведет к эффективному и результативному решению», — отметила в завершение К. Ляпина.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым