Защита права собственности на землю рб

Экологическое право

2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.

В правовой литературе советского периода в основном рассматривались вопросы охраны права собственности на природные объекты. В условиях исключительной государственной собственности на природные ресурсы это было оправданным, т.к. защита правомочий государства-собственника вполне обеспечивались средствами и способами охраны права собственности. В современных условиях расширения круга субъектов права собственности на природные объекты и постепенного возвращения последних в имущественный гражданско-правовой оборот, в действующем законодательстве и литературных источниках часто указывается на осуществление защиты права собственности на природные ресурсы.

Различия между охраной и защитой права собственности на природные объекты заключаются во временных пределах их наступления, способах осуществления, средствах реализации, органах, их осуществляющих, и т.д. Так, охрана права собственности возникает с момента принятия правовых норм, ограждающих отношения собственности, и прекращается вместе с отменой охранительных норм права. Защита же права собственности наступает с момента нарушения права и действует в пределах сроков, установленных для его защиты. Таким образом, охрана права собственности, в т.ч. на природные ресурсы, свойственна праву собственности в объективном смысле. Защита же права собственности на природные объекты присуща праву собственности в субъективном смысле.

Охрана права собственности на природные ресурсы обеспечивается деятельностью органов государственной исполнительной власти, а защита осуществляется судебными органами. Поэтому охрана права собственности осуществляется в административном порядке и административно-правовыми средствами, защита же нарушенного субъективного права собственности на природные объекты обеспечивается в судебном порядке и гражданско-правовыми средствами.

Защита права собственности осуществляется судом или третейским судом. В случае принятия законодательного акта, который прекращает право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки. Эти убытки возмещаются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью объекта на момент прекращения права собственности, включая и не полученные доходы.

Вмешательство в деятельность собственников земельных участков и землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения собственниками земли и землепользователями земельного законодательства.

Государственные органы несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный их неправомерным вмешательством в осуществление собственником и указанными лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в объеме, предусмотренному п. 4 ст. 48 Закона «О собственности». Убытки, причиненные собственнику земли, подлежат возмещению на общих основаниях.

Вместе с тем права собственников земельных участков и землепользователей в случаях, предусмотренных земельным законодательством, могут быть ограничены. Например, обращение взыскания на земельный участок по претензиям кредиторов может быть осуществлено по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда в случае отсутствия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Обращение взыскания по претензиям кредиторов на земельный участок, принадлежащий гражданину на праве частной собственности, не допускается кроме случаев, когда земельный участок является объектом залога.

Защита права собственности на природные ресурсы осуществляется в пределах сроков, установленных законодательством. Закон «О собственности» в ст. 50 предусматривает, что собственник вправе истребовать возврата (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения. На требования о возврате имущества из чужого незаконного владения устанавливается трехлетняя исковая давность.

Способы защиты права собственности на природные ресурсы, а также условия и порядок их осуществления Гражданским и Гражданско-процессуальным законодательством.

Собственники земельных участков вправе требовать их возврата после истечения сроков договора аренды земли. При истребовании земельного участка из незаконного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые оно извлекло или должно было извлечь за все время владения, а от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал, или должен был узнать о неправомерности владения и пользования земельным участком. В свою очередь, добросовестный или недобросовестный владелец вправе требовать от собственника возмещения произведенных им затрат на улучшение земельного участка с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от его использования.

Действующее законодательство предусматривает определение гарантии прав земельных собственников. Согласно ст. 51 Закона «О собственности» гражданин не может быть лишен права собственности на земельный участок помимо его воли иначе, как на основании решения суда и в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. В случае изъятия по решению суда земельного участка для удовлетворения государственных и общественных потребностей прежнему владельцу передается взамен другой равноценный по качеству земельный участок.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земельных участков у граждан, согласно ст. 46 Земельного кодекса, может производиться после выделения им по желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме иных убытков.

Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земель коллективных сельскохозяйственный предприятий, сельскохозяйственный научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий и организаций может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и жилых строений, взамен изымаемых, и возмещения в полном объеме иных убытков согласно требований раздела четвертого Земельного кодекса.

Прекращение права собственности на землю или права пользования земельным участком в случае добровольного отказа собственника земли или землепользователя производится по его заявлению на основании решения соответствующиего Совета народных депутатов.

Защита права собственности на землю. Гарантии прав собственников земельных участков

Защита земельных прав осуществляется следующими основными способами:

1) путем признания земельных прав;

2) путем установления запрета на вмешательство в деятельность субъектов земельных прав со стороны органов государства и иных лиц (за исключением случаев нарушения субъектами права собственности на землю законодательства);

3) путем законодательного закрепления четкого перечня случаев прекращения либо ограничения земельных прав со стороны государства и его органов;

4) путем расширения перечня гарантий защиты земельных прав в случаях их прекращения или ограничения со стороны государства и его органов;

5) путем законодательного закрепления четких правил самозащиты прав собственности на землю.

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными Конституцией Республики Беларусь, гражданским законодательством, Кодексом о земле и иными законодательными актами. В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Возмещение убытков как способ защиты прав землепользователей нормами земельного и гражданского права. Ст. 75 КоЗ регламентирует возмещение убытков:

· Изъятием или временным занятием земельных участков;

· Сносом расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества;

· Ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов.

Гражданский кодекс (статья 8) установил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В частности, в соответствии со статьей 11 ГК защита гражданских прав осуществляется путем:

— восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

— пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;

— признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

— присуждения к исполнению обязанности в натуре;

— компенсации морального вреда;

— прекращения или изменения правоотношения;

— неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

— иными способами, предусмотренными законодательством.

Законодательство об охране и использовании земель закрепляет определенные гарантии прав землепользователей:

1) при изъятии земельных участков для государственных нужд – землепользователям возмещаются убытки и производится выкуп земельных участков по кадастровой стоимости на дату выкупа;

2) при изменении границ АТЕ – стабильность права на предоставленный земельный участок, т.е. сохранение вида вещного права на земельный участок и его размеров;

3) ст. 57 КоЗ гарантирует сохранение прав на земельный участок при разрушении капитального строения и т.д. в результате бедствия, если гражданин в течение 1 года, а ИП и ЮЛ в течение 6 мес. Приступят к восстановлению строения;

4) ст. 58 КоЗ гарантирует сохранение ограничений (обременений) прав на земельный участок, в том числе земельного сервитута ,при переходе прав на земельный участок и др.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Защита права собственности на землю рб

Войти через социальные сети

Одним из основных принципов земельных отношений, закрепленных ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ), является принцип защиты прав землепользователей.

Гарантии прав на землю

В юридической литературе под защитой прав обычно понимают комплексную систему мер, направленных на обеспечение надлежащей реализации субъективных прав физических и юридических лиц, включая законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также судебную защиту и самозащиту. В теории земельного права защита права землепользования определяется как система содержащихся в правовых нормах определенных мер, направленных на обеспечение рационального использования земли и охрану субъективных прав землепользователей. При этом следует отметить, что защите подлежат не только права землепользователей, но и всех субъектов земельных отношений в целом.

Природа мер защиты как правовых средств, выполняющих восстанавливающие, то есть обеспечительные, функции в процессе правового регулирования, обусловливает актуальность вопроса об их соотношении с правовыми гарантиями. Правовые гарантии обеспечивают юридическую возможность соответствующих субъектов иметь субъективное право, реализовать его в процессе практической деятельности, а при нарушении этого права обеспечить ему надлежащую защиту.

Гарантии прав на землю можно рассматривать в широком понимании. Они охватывают всю сферу действия предоставленных прав и возложенных обязанностей относительно использования земли как природного объекта, обладания конкретным земельным участком. В отличие от общих юридических гарантий прав на землю, конкретные гарантии прав на земельные участки охватывают лишь сферу защиты субъективных прав на землю, поэтому в таких случаях можно говорить о гарантиях прав на землю в узком понимании. К таким гарантиям, в частности, относятся:

— гарантии в сфере защиты прав на землю;

— гарантии в сфере возмещения убытков, причиненных землепользователям;

— гарантии при разрешении земельных споров;

— иные гарантии прав на землю.

Система правовых гарантий прав на землю включает конституционно-правовые и земельно-правовые гарантии.

К конституционно-правовым гарантиям можно отнести следующие положения Конституции Республики Беларусь:

— государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (ст. 13);

— государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. При этом осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст. 44);

— каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ст. 46);

— каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60).

Указанные конституционные положения конкретизируются в законодательстве об охране и использовании земель, которое создает необходимые процедуры для реализации и защиты прав на земельные участки.

Земельно-правовые гарантии реализации и защиты прав на земельные участки, по нашему мнению, включают следующие нормы:

1. Нормы, устанавливающие основания и порядок предоставления земельных участков. Так, в качестве общих законодательных гарантий следует рассматривать закрепление в КоЗ, а также в Указе Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667) правовых форм использования земельных участков, порядка предоставления и изъятия земельных участков.

2. Нормы, направленные на устранение бюрократических барьеров при реализации прав землепользователей. Так, п. 14 Указа № 667 гласит, что председатели местных исполнительных комитетов несут дисциплинарную, административную ответственность за нарушение требований законодательных актов об изъятии и предоставлении земельных участков, а также требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий при принятии решений о размещении объектов в границах таких земель, а при наличии в их действиях состава преступления — уголовную ответственность. Кроме того, законодательными актами установлена обязанность органов местной исполнительной власти по информированию граждан о наличии свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства, а также заинтересованных лиц о проведении аукционов.

3. Нормы, предусматривающие право граждан участвовать в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки. Так, согласно ст. 22 КоЗ такое участие может осуществляться посредством обращения в местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы территориального общественного самоуправления, участия в местных референдумах, проведения общественной экологической экспертизы, собраний и иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством.

4. Нормы, устанавливающие возможность обжалования решений компетентных государственных органов, связанных с изъятием либо предоставлением земельных участков. В частности, согласно ч. 3 ст. 71 КоЗ решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков, а также иные действия (бездействие) этих органов, должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящему должностному лицу и (или) в суд.

5. Нормы, гарантирующие права землепользователей при изъятии земельных участков, в том числе для государственных нужд. Всем землепользователям гарантируется устойчивость их прав, которая обеспечивается тем, что лишение права пользования земельным участком возможно лишь в случаях и по основаниям, которые прямо предусмотрены законом.

Основания прекращения прав на земельные участки установлены гл. 6 КоЗ. Вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд у землепользователей помимо КоЗ урегулированы:

— Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667;

— Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд»;

— Положением о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд и Положением о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667».

Согласно ст. 73 КоЗ при изъятии земельных участков для государственных нужд землепользователям возмещаются убытки, а также осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обу-
словленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.

6. Нормы, предусматривающие сохранение прав на земельные участки при разрушении капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, а также при изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц. В соответствии со ст. 57 КоЗ при разрушении капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия право на земельный участок, на котором находятся принадлежащие гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу разрушенные капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, сохраняется, если гражданин в течение 1 года, а индивидуальный предприниматель, юридическое лицо в течение 6 месяцев после такого разрушения в установленном порядке приступят к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения либо возведению нового. Изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц не влечет за собой прекращения прав, изменения вида вещных прав на земельные участки, ранее предоставленные землепользователям, и не является основанием для изменения размеров земельных участков, на которые выданы документы, удостоверяющие право на земельные участки (ст. 74 КоЗ).

Таким образом, гарантии прав на землю представляют собой правовые средства, выраженные в нормативных предписаниях, реализация которых обеспечивает юридическую возможность для субъектов земельных отношений иметь субъективное право, реализовать его, а при нарушении этого права — получить надлежащую защиту. В отличие от правовых гарантий меры защиты гарантируют реализацию субъективного права в случаях, когда оно нарушено либо существует угроза его нарушения.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

Гарантии прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли

Земельное законодательство Республики Беларусь гарантирует всем пользователям земли защиту правомерно осуществляемых земельных прав на случай их ущемления. В соответствии со ст. 66 Кодекса о земле нарушенные права землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Всем пользователям земли гарантируется устойчивость их прав. Устойчивость прав на землю обеспечивается невмешательством в деятельность землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков со стороны государственных органов, других организаций. Исключение составляют случаи совершения владельцами земельных участков правонарушений, за которые к ним могут применяться меры ответственности.

Способы защиты земельных прав зависят от их характера и содержания и устанавливаются земельным, гражданским, административным и иным законодательством.

Вещные и обязательственные права на землю могут защищаться способами, предусмотренными гражданским законодательством (ст. 11 ГК). Защита и восстановление нарушенных земельных прав осуществляется, в частности, посредством:

1. Признания недействительными неправомерных сделок с земельными участками и установления факта ничтожности таких сделок.

Сделки купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые собственниками земельных участков (юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь) с нарушением установленных земельным законодательством правил, могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица.

Сделки, совершение которых запрещено земельным законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам, в соответствии со ст. 88 Кодекса о земле, относятся договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.

2. Вещно-правовых способов защиты, в частности, путем устранения нарушений права собственности на землю, землевладения и землепользования, не связанных с лишением владения (ст. 285 ГК).

3. Возмещения убытков, причиненных землевладельцам, землепользователям и собственникам земли (ст. 14 ГК).

4. Признания недействительными неправомерных актов исполнительных и распорядительных органов (ст. 12 ГК).

При этом защита прав землевладельцев и землепользователей осуществляется такими же способами, как и прав собственников земельных участков, поскольку принцип устойчивости распространяется на все виды прав на землю.

Права на землю юридических и физических лиц могут быть восстановлены в административном порядке в процессе контроля за соблюдением земельного законодательства органами управления общей компетенции. В соответствии со ст. 6 Кодекса о земле решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, Советом Министров Республики Беларусь, а также Президентом Республики Беларусь.

Право граждан и юридических лиц на получение земельного участка для определенных целей и в установленном размере гарантируется возможностью обжалования отказа в предоставлении земельного участка в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в суд (ст. 26 Кодекса о земле), а также установлением в законе исчерпывающего перечня оснований прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования.

Права землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 66 Кодекса о земле). Эти ограничения могут быть общими — распространяться на всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли, и специальными — вызванными особенностями использования отдельных видов земель.

Гарантии имущественных прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли заключаются в возмещении убытков.

Убытки, причиненные землевладельцам, землепользователям и собственникам земли нарушением их прав, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 66 Кодекса о земле). Применяются общие правила возмещения убытков, которые установлены гражданским законодательством и предусматривают возмещение:

> неправомерного вреда (договорного и внедоговорного) лицами, виновными в его причинении, в том числе государственными органами и органами местного управления и самоуправления;

> правомерного вреда в случаях, предусмотренных земельным законодательством.

Гарантии, связанные с сохранением или получением нового земельного участка (гарантии земельных прав) предоставляются в следующих случаях:

1. При изъятии для государственных и общественных нужд земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц и граждан Республики Беларусь, пожизненном наследуемом владении граждан Республики Беларусь, этим лицам предоставляются по их желанию исполнительным и распорядительным органом равноценный земельный участок (ст. 68 Кодекса о земле).

2. При разрушении строения от пожара и других стихийных бедствий право пользования, право пожизненного наследуемого владения сохраняется за землевладельцем, землепользователем, если он в течение двух лет после разрушения приступит к восстановлению разрушенного строения или возведению нового (ст. 57 Кодекса о земле).

Понятие и признаки права собственности на землю.

Право собственности на землю, как юридическая категория, представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, т.е. принадлежности земли различным субъектам земельных отношений.

В силу особых свойств земли (главные – это естественные происхождения и функционирование в составе экологической системы) принадлежность понимается, как экономическое господство над землей, которая санкционирована правовыми нормами.

Право собственности в объективном смысле (как правовой институт) есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.

Институт права собственности на землю является земельно-правовым институтом, т.к. лежащие в его основе отношения определяют характер земельного строя.

Право собственности формируется как коллегиальный правовой институт, который включает нормы различных отраслей права.

Гражданское право определяет правовую природу права собственности на землю, пределы оборотоспособности земли, закрепляет множественность форм собственности, содержание правомочий собственника и способы их защиты.

Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений собственности с учетом ценности земли как природной, так и социальной. Этот механизм ограничивает права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

Право собственности на землю в субъективном смысле – это закрепленная за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться участком в пределах, установленных законом.

Субъективное право на землю рассматривается как абсолютное правоотношение, в котором собственнику противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от действий, нарушающих это право.

Признаки права собственности на землю:

  1. Оно является основным земельным правом, от которого производны все остальные права. Наличие собственника обязательно в отличие от других прав.
  2. По своей правовой природе право собственности является вещным правом независимо от формы собственности (ст.262 ГК). Это обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте.
  3. По временному признаку является бессрочным правом, которое существует, пока существует объект этой собственности (земля, земельный участок).
  4. Право собственности на землю присущ целевой характер.

Как основной поземельный титул права собственности на землю выступает в 2 формах (ст.12 Кодекса «О земле»):

По субъективному признаку право собственности на землю может быть разделено на следующие виды:

  1. Право государственной собственности в виде собственности РБ (в законодательстве осуществляет коммунальная собственность на природные ресурсы).
  2. Право частной собственности на землю включает:

1) Право частной собственности юридических лиц.

2) Право частной собственности физических лиц в том числе иностранцев.

3) Право собственности на землю иностранных государств и международных организаций.

По составу участников право собственности на землю может выступать в виде индивидуальной и общей собственности.

При общей собственности на землю совместной или долевой право возникает по основаниям, предусмотренным ГК (гл.16) и с учетом требований о делимости и неделимости земельного участка (ст.10 Кодекса «О земле»),

Формы и виды права собственности. Субъекты и объекты права собственности на землю.

2.1. Право государственной собственности на землю. В ходе проведения земельной реформы монопольное положение государственной собственности на землю существенно изменилось. Несмотря на то, что применительно к земле принцип 2-уровневых отношений государственной собственности, установленный ГК (ст.215) в виде республиканской и коммунальной собственности не получил адекватного законодательного закрепления, речь может идти только о нахождении всех земель в республиканской собственности.

Объектом права государственной собственности являются все земли, не переданные в частную собственность. По правовому режиму государственные земли как объект права собственности делятся на 2 группы:

1) Земли, не подлежащие предоставлению в частную собственность, в собственность иностранных государств, международных организаций, перечень которых закреплен ст.13 Кодекса «О земле»и законом «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительно право государства».

2) Земли, которые находятся в собственности государства, не могут быть предоставлены в собственность иных субъектов и обеспечивает вовлечение государственных земель в гражданский оборот.

Ст.12 Кодекса «О земле» устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в тех случаях, когда отсутствует сведение о других субъектах права собственности.

2.2. Право собственности на землю иностранных государств и международных организаций. Ст.2 Кодекса «О земле» и ст.1 ГК устанавливает приоритет норм конституции и норм международных договоров регулировании отношений с участием иностранных государств, международных организаций. С учетом этого обстоятельства и сложившихся правил международных взаимоотношений регулируется отношением собственности данных субъектов на землю РБ.

При предоставлении права собственности на землю иностранным государствам и международным организациям сохраняется юрисдикция РБ на соответствующие участки. Поэтому это право имеет целевой характер. В соответствии со ст.12 Кодекса «О земле» для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранные государства, международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленным указом №563 2003г.

Земельно-правовой режим участка предоставленным иностранным государствам и международным организациям не влияет на иммунитеты и привилегии, которыми обладают дипломатические представительства и консульские учреждения в соответствии с международной конвенцией о дипломатических и консульских сношениях.

Иностранным государствам земельные участки предоставляются в собственность на условиях взаимности. Окредитующее государство при приобретении здания в собственность может также приобрести участок, необходимый для обслуживания здания, если:

1) В соответствии с законодательством окредитущее государство РБ может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории данного государства; одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории РБ окредитующее государство предоставляет РБ в собственность земельный участок на территории этого государства для тех же целей.

2) Земельные участки для представительств могут быть приобретены на основании решений президента. Договор заключатся с Советом Министров.

2.3. Право частной собственности на землю, согласно ст.12, к субъектам права частной собственности на землю относятся:

2) Иностранные граждане, лица без гражданства.

3) Негосударственные юридические лица РБ.

В отношении граждан РБ, как субъектов частной собственности, устанавливается исчерпывающий перечень целей, а в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства также условия приобретения земельного участка частную собственность. В частной собственности граждан могут находится земельные участки, предоставленные для следующих целей:

  1. Строительство и (или) обслуживание жилого дома. В соответствии с Жилищным кодексом, жилой дом – это здание, в котором более половины площади пола, занята жилыми помещениями. Земельный участок для названной цели предоставляется для строительства одноквартирного жилого дома, состоящего из одной квартиры, вход в которую организован с придомовой территории. Придомовая территория – это участок, отведенный для строительства и обслуживания жилого дома.

Право собственности для данной цели может возникать в отношении земельного участка, на котором отсутствует жилой дом, либо при приобретении уже построенного жилого дома.

  1. Обслуживание зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.
  2. Ведение личного подсобного хозяйства. В соответствии с законом 20002г. №149 З «О личных подсобных хозяйствах граждан». Личное подсобное хозяйство – это форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной собственности, пожизненно наследуемых владений, переданных им в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Эта деятельность не является предпринимательством. Кроме того землепользователь имеет право возводить в установленном порядке хозяйственные строения и сооружения, связанные с ведением личного подсобного хозяйства.
  3. Коллективное садоводство. В соответствии с положением «О садовом товариществе» утвержденном указом №60 от 28.01.2008г., коллективное садоводство осуществляется с использованием объектов общего пользования товарищества членами товарищества деятельность по выращиванию плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур на земельных участках, предоставленных для ведения коллективного садоводства. Коллективное садоводство ведется путем объединения граждан в некоммерческую организацию – садоводческое товарищество. Законодательство не предусматривает обязательной застройки данного участка, рассматривая это как право граждан.
  4. Дачное строительство осуществляется в составе дачных кооперативов. Правовой режим земельного участка имеет много общего для коллективного садоводства. Однако данный участок не представлено предназначен для застройки (строительство дачного домика, к строительству которого представляются те же требования, что и к строительству жилых домов).

Для приобретения иностранными гражданами, лицами без гражданства земельного участка в частную собственность должны выполняться следующие условия:

  1. Земельный участок получен по наследству.
  2. Наследуемый земельный участок принадлежал наследодателю на праве частной собственности.
  3. Иностранные граждане, лица без гражданства являются родственниками наследодателя. Под родственниками понимаются близкие родственники наследодателя, иные лица, находящиеся в родственной связи с наследодателем, имеющие общих предков до прадеда и прабабки; родители, дети, усыновители, усыновленные, удочеренные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг, супруга наследодателя. (т.к. распространена эмиграция в Беларусь, то эмигранты не могут приобретать участки в право собственности )

Цель использования земли остается прежней. Кодекс «О земле» не устанавливает целей, для которых возможно предоставление участков в частную собственность не государственным юридическим лицам. Стоимость участка по кадастровой стоимости.

Объектом права частной собственности на землю является индивидуально определенные земельные участки. В частной собственности граждан, юридических лиц может находиться несколько земельных участков. Земельный участок может принадлежать на праве общей, долевой, совместной собственности нескольким собственникам.

Размер земельных участков для граждан ограничен придельными размерами в зависимости от цели землепользования, указанными в ст.36 Кодекса «О земле». Для юридических лиц предел земельного участка не установлен, устанавливается проектом отвода.

Основания возникновения права собственности на землю.

Основаниям возникновения права собственности на землю являются отдельные юридические факты. Земельное законодательство не называет основания возникновения права государственной собственности на землю. В государственной собственности находятся все земли, которые не переданы в частную собственность, в собственность иностранных государств и международных организаций.

Основаниями возникновения права частной собственности на землю юридических и физических лиц является:

  1. Предоставления земельного участка в собственность, который осуществляется уполномоченными государственными органами в административном или аукционном порядке. Правом предоставлять земельные участки наделены исполнительные комитеты различных уровней, а также в определенных случаях, администрации свободных экономических зон. Распределение компетенции между указанными органами осуществляется с учетом места нахождения земельного участка, цели и субъекта пользования (указ №667 от 2007г. «Об изъятии и предоставлении земельных участков»). В частную собственность граждан, не государственных юридических лиц может быть передан вновь образованный земельный участок, так и земельный участок, предоставлявшийся им на другом праве (право пожизненного наследования, аренды и т.д.). За предоставление земельного участка вносится плата по кадастровой стоимости или по результатам аукционов.
  2. Приобретение земельного участка по сделке. Перечень сделок по отчуждению земельных участков установлен ст.47,51 Кодекса «О земле» является исчерпывающим. При этом граждане могут совершать сделки купли-продажи, дарения, мены, ренты и т.д. Юридические лица только купли-продажи и мены. Земельное законодательство предусматривает требования субъективному составу таких сделок. Граждане РБ могут приобретать как у физических и юридических лиц; а юридические лица только у юридических лиц. Стоимость, устанавливается в соответствии договорах, но не может быть ниже кадастровой стоимости.
  3. Переход земельного участка по наследству. По данному основанию возникновения права собственности возникает как у граждан, так и лиц без гражданства и иностранных лиц (ст.52 Кодекса «О земле»).
  4. Приобретение права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени только для граждан (ст.44 Кодекса «О земле»), у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка или документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют участок, граница и (или) размер которого не совпадает с границей и (или) размером, указанным в документе. Условием возникновения права на землю является добросовестное, открытое, непрерывное владение земельным участком как своим собственным в течение 15 и более лет, что подтверждается сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения или документами об уплате земельного налога. Регистрация возникновения права собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности осуществляется на основании решения местного исполнительного органа, подтверждающего приобретательную давность либо судебного постановления об установления факта приобретательной давности.
  5. Судебное решение (ст.7 ГК).

Основания прекращения права собственности на землю.

Их можно разделить на добровольное и принудительное, а принудительное – на правомерное и неправомерное.

К основаниям добровольного прекращения относятся:

  1. Добровольное отчуждение земельного участка в собственность государства (ст.51 Кодекса «О Земле»).
  2. Добровольная передача земельного участка в собственность государства (ст.54 Кодекса «О земле»).
  3. Добровольное отчуждение по сделке (ст.47,51 Кодекса «О земле»).

Основаниями принудительного прекращения являются (ст.60 Кодекса «О земле»):

  1. Изъятие земельного участка для государственных нужд.
  2. Ликвидация негосударственного юридического лица.
  3. Смерть гражданина и признание наследства выморочным.
  4. Признание земельного участка бесхозяйным.
  5. Признание пустующего дома бесхозяйным и передача его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятие ветхого жилого дома, незавершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицы или передачи соответствующему исполкому для продажи с публичных торгов.
  6. Прекращение гражданства РБ.
  7. Выбытие или исключение из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении 1 года со дня прекращения членства.
  8. Конфискация земельного участка.
  9. Изъятие земельного участка в случае невыполнении требований законодательства:

1) Неуплата земельного налога по истечении 2-ух налоговых периодов.

2) Неиспользование по целевому назначению.

3) Неиспользование в течение 1 года земельного участка для ведения сельского хозяйства и 2-ух лет для несельскохозяйственных целей.

  1. Если гражданин в течение 1 года, а не государственное юридическое лицо 6 месяцев со дня получения свидетельства о регистрации не преступили к занятию данного участка.
  2. Если гражданин в течение 1 года, не государственное юридического лицо в течение 6 месяцев после разрушения капитального строения, незавершенного законсервированного капительного строения, в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, не приступили к восстановлению разрушенного капительного строения или строительству нового.
  3. Неосуществление мероприятий по охране земель (ст.89 Кодекса «О земле»).
  4. Неисполнение ипотекой или налога обязательства (ст.50 Кодекса «О земле»).

Право частной собственности может быть прекращено по постановлению суда, а в случаях, перечисленных в ч.1 ст.61 Кодекса «О земле» – ЗНАТЬ по решению исполнительного комитета.

Содержание права собственности на землю.

Содержание и объем владения, пользования, распоряжения землей зависит от формы и вида собственности на землю. Правомочия владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей. У РБ, как собственника земли, это правомочие сочетается с правом территориального верховенства. Правомочие пользования означает юридически закреплению возможность осуществлять эксплуатацию земли, извлекать ее полезные свойства, самостоятельно хозяйствовать на земле.

Правомочия распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.