Зато это закон

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1
«О закрытом административно-территориальном образовании»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 10 января 2006 г., 5 февраля, 26 июня, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 25 ноября 2008 г., 27 декабря 2009 г., 7 февраля, 22 ноября 2011 г., 2 апреля, 14 октября, 29 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 30 октября 2017 г., 29 июня 2018 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ преамбула настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Настоящий Закон определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

14 июля 1992 года

Определен правовой статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) — территориальной единицы, в пределах которой расположены предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, требующие особого режима безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Такой режим предполагает установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах ЗАТО, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на территории ЗАТО, ограничения на полеты летательных аппаратов над ЗАТО.

Закреплен порядок создания, упразднения ЗАТО и изменения его границ, определены особенности местного самоуправления в ЗАТО, формирования бюджета ЗАТО, землепользования в ЗАТО.

Кроме того, предусмотрены гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО: повышенный уровень бюджетного финансирования; обеспечение расселения граждан, которые более не могут проживать в ЗАТО из-за утраты производственной, служебной связи с предприятием; обязательное бесплатное государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу; гарантии при сокращении численности или штата работников, при реорганизации предприятий.

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»

Настоящий Закон вводится в действие по истечении 14 дней со дня его опубликования, за исключением статьи 5, которая вводится в действие с 1 января 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1915

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего пункта 1, абзаца девятого подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 указанного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2001 г.

Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено на 2000 год, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры

Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Согласно постановлению ВС РФ от 14 июля 1992 г. N 3298-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» статья 5 Закона вводится в действие с 1 января 1993 г.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон о запрете слов «Великая Отечественная война» не примут, зато это покажет истинное лицо националистов, — мнение

Председатель фракции Партии регионов в Одесском областном совете Виктор Волков прокомментировал предложенный представителями ВО «Свобода» законопроект об исключении из нормативно-правовых документов и учебной литературы термин «Великая Отечественная война».

«Слова «Великая Отечественная война» для нас – это не просто термин. Это история нашего народа, история каждой семьи, в которой чтят и помнят подвиги наших дедов и прадедов, участников и героев этой священной войны. Ведь в каждой семье хранятся какие-то фотографии, или медали, или что-то, что напоминает нам о героическом прошлом нашего народа, то, что всех нас объединяет, что нам дорого», — сказал депутат.

«Но больше всего мне обидно за наших стариков, живых свидетелей этой истории. Тех, кто не жалея себя сражался за нас, своих потомков, — признался он. — Тех, кто пережил те страшные годы и выжил. Сегодня они собираются объявить ветеранам, что Великой Отечественной войны не было? Ведь перечеркивая историю, они просто напросто перечеркивают живых людей, их судьбы, их будущее».

Более того, глава фракции назвал это предложение «недостатком воспитания и врожденным моральным уродством, которое не поддается лечению».

«Я уверен, что данный законопроект не найдет поддержку большинства в парламенте, а только продемонстрирует истинное лицо этой националистической политической силы и национализма в целом. И удивительно, как Фарион (народный депутат от «Свободы» Ирина Фарион, один из авторов законопроекта, — Ред.) додумалась озвучить это заявление сейчас, накануне своей поездки в Одессу, в Город-Герой. Для нас, одесситов, Великая Отечественная война – это неотъемлемая часть героической истории нашего города. Надеюсь, что Одесса встретит эту даму достойно», — заключил он.

Жилье по программе отселения из ЗАТО

Уважаемый владелец государственного жилищного сертификата, желающий приобрести жилое помещение за пределами ЗАТО!

Решение жилищного вопроса путем получения социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета через механизм Государственных жилищных сертификатов — это наиболее реальный способ стать собственником своего нового жилого помещения.

Претендовать на получение государственного жилищного сертификатов могут:

  1. Граждане, поставленные на учет до 1 января 2015 г. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан»).
  2. Граждане, поставленные после 1 января 2015 г. на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».
  3. Члены семей умершего (погибшего) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 2.1 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». Вдова (вдовец) указанного гражданина сохраняет право состоять на данном учете до повторного вступления в брак (пункт 2.3 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»).
  4. Граждане, поставленные на учет до 1 января 2015 г. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 23, и граждане, поставленные после 1 января 2015 г. на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1, проживающие на территориях, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении (пункт 2.9 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Кто имеет право на получение ГЖС

Право на получение государственного жилищного сертификата имеют следующие граждане:

  1. Состоящие на учете для переселения из ЗАТО.
  2. Изъявившие желание на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы.
  • Мы подберем для Вас квартиру в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.
  • Работаем со вторичным рынком и новостройками.
  • При необходимости доплаты — помощь в подборе кредитных программ.
  • Минимальные сроки.
  • Анализ налоговых последствий.
  • Все консультации бесплатны.
  • Мы уже помогли реализовать ГЖС и субсидии сотням семей.

Нужно приобрести квартиру в СПб по программе отселения?
Нужно приобрести квартиру в СПб по программе отселения?
ОБРАЩАЙТЕСЬ!
ОБРАЩАЙТЕСЬ!

Согласно подпункту «з» пункта 19 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее — Правила) для этого необходимо:

  1. Представить в орган местного самоуправления ЗАТО, в котором гражданин состоит на учете, как подлежащий переселению из ЗАТО, заявления по форме, установленной приложением № 1 к Правилам;
  2. К заявлению приложить:
    • документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 к Правилам;
    • выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
    • документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий проживание по месту жительства в закрытом административно-территориальном образовании;
    • копию документа, подтверждающего право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей используемый для расчета размера социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Оформление и выдача сертификатов будет осуществляется в установленном порядке органом местного самоуправления ЗАТО.

Для получения сертификата необходимо будет представить документы, установленные пунктом 44 Правил.

Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет:

  • для владельца сертификата (в целях представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации мероприятий) — 2 месяца;
  • для банка (в целях представления владельцем сертификата документов, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения) -7 месяцев.

ВАЖНО: Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органом местного самоуправления ЗАТО.

Уполномоченные банками являются:

  • ПАО «Сбербанк России;
  • Генбанк (реализация ГЖС на территории Республики Крым и Севастополя).

ВАЖНО: При наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган местного самоуправления ЗАТО, где он получал первый сертификат, заявление о замене ГЖС с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата (при его наличии) или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления социальной выплаты.

Заключение договора банковского счета и открытие банковского счета:

Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем перечисления средств из федерального бюджета на его банковский счет.

Владелец сертификата в течение 2 месяцев с даты выдачи сертификата сдает его в отделение банка по месту приобретения жилого помещения для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета.

ВАЖНО: Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. Банк при открытии банковского счета проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления сертификата в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет.

ВАЖНО: В случае выявления несоответствия данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в представленных документах, а также в случае истечения 2-месячного срока с даты выдачи сертификата банк возвращает сертификат его владельцу. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата, на имя которого открыт банковский счет. В указанном договоре банку может быть предоставлено право на перечисление поступивших на банковский счет распорядителя счета средств в счет оплаты договора (договоров), явившегося (явившихся) основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения).

Открытие банковского счета осуществляется за счет средств распорядителя счета.

ВАЖНО: Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия сертификата. Сертификат, сданный его владельцем в банк, после заключения договора банковского счета владельцу сертификата не возвращается.

Порядок приобретения жилья:

Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение (жилые помещения) как на первичном, так и на вторичном рынках жилья у любых физических и юридических лиц (в том числе индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).

ВАЖНО: Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах выделенной ему по сертификату социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Для оплаты приобретаемого жилья в течение срока действия договора банковского счета необходимо представить в банк по месту приобретения жилья:

  • договор банковского счета;
  • договор на жилое помещение (договор купли-продажи жилого помещения);
  • свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения).

ВАЖНО: В договоре на жилое помещение должны быть указаны реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, наименование уполномоченной организации, выдавшей сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

В случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер социальной выплаты, указанный в сертификате, в договоре на жилое помещение может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

При приобретении двух и более жилых помещений договоры на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности должны представляться в банк одновременно.

Банк в течение трех рабочих дней с даты получения договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права собственности осуществляет их проверку и в случае положительных результатов проверки принимает договор на жилое помещение для оплаты.

ВАЖНО: Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера социальной выплаты, указанного в сертификате.

ВАЖНО: Решение об отказе банка в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты должно быть выдано в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

В случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) с использованием кредитных (заемных) средств банка или иной организации (далее — кредитор) допускается перечисление средств социальной выплаты кредитору в целях:

  • уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения (жилых помещений);
  • погашения основного долга (части основного долга) и уплаты начисленных на дату представления в банк документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения (жилых помещений), обязательство по которому возникло после выдачи сертификата распорядителю счета. В кредитном договоре (договоре займа) на приобретение жилого помещения (жилых помещений) должно быть указано, что погашение основного долга (части основного долга) и уплата процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения (жилых помещений), начисленных на дату представления в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил документов в банк, будет осуществляться за счет социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом с указанием его реквизитов (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат), а также с указанием банковского счета, с которого будут осуществляться операции по погашению основного долга и уплате процентов по указанному ипотечному кредиту (займу). Не допускается использование социальной выплаты на уплату штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).

Допускается оплата за счет и в пределах средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг предусмотрены в договоре купли-продажи.

Договор на жилое помещение:

Договор на жилое помещение может быть составлен самостоятельно либо за его составлением обращаются в риэлтерскую компанию, к нотариусу или в любую юридическую фирму. Продавец жилья по договору

должен обладать правом собственности на это жилье. При заключении договора на жилое помещение продавец должен представить следующие документы:

  1. правоустанавливающие документы на отчуждаемое жилье;
  2. документы, удостоверяющие личность и подтверждающие правоспособность продавца;
  3. справки жилищно-коммунальных органов об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  4. справку об уплате налога с имущества, а также справку по отсутствию задолженности по оплате налога с имущества, находящегося в собственности (если отчуждаемое жилье приобретено в собственность в порядке дарения или наследования);
  5. выписку из единого государственного реестра прав на имущество и сделок с ним;
  6. выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета;
  7. справку БТИ о стоимости отчуждаемого жилья, содержащую, в том числе, информацию об отсутствии какого-либо обременения на отчуждаемое имущество;
  8. разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки (если на отчуждаемое жилье имеют право несовершеннолетние дети продавца).

ВАЖНО: В договоре на жилое помещение должны быть указаны реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер социальной выплаты, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

Договор на жилое помещение до предъявления его в соответствующее отделение Сбербанка России должен быть зарегистрирован органом, уполномоченным в данном субъекте Российской Федерации осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация сделки с недвижимостью должна производиться в течение месяца со дня подачи заявления и всех необходимых документов, но не позднее данного срока.

Порядок оплаты по договору на жилое помещение:

Банк в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о приеме договора на жилое помещение для оплаты направляет в ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.

ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре сертификатов, который формируется на основании сведений органов местного самоуправления ЗАТО, осуществляющего оформление и выдачу сертификатов.

ВАЖНО: При несоответствии данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов, перечисление средств социальной выплаты не производится, о чем ФКУ «Объединенная дирекция» уведомляет банк. В случае соответствия данных заявки банка сведениями единого реестра выданных сертификатов ФКУ «Объединенная дирекция» представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых указываются номер и дата заявки банка, и заявка банка.

После проверки территориальным органом Федерального казначейства платежных поручений заявка банка возвращается в Минстрой России. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход Минстроем России средств федерального бюджета, предусмотренных сертификатом.

Зато это закон

На конференции были рассмотрены и приняты к продвижению во властных структурах проекты законодательных и нормативных актов по реализации Закона «О ЗАТО»: проекты Постановлений Верховного Совета РФ «Об установлении административной подчиненности ЗАТО», «Об определении и введении условий особого режима в ЗАТО», «Об особом режиме использования земель в ЗАТО»; проекты Законов РФ «О внесении дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» и «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ»; проекты Постановлений Совета Министров РФ «О порядке обеспечения условий особого режима …», «О мерах по обеспечению экологической безопасности в ЗАТО», «О порядке формирования бюджета ЗАТО», «О медицинском обеспечении ЗАТО», «О мерах общей социальной компенсации и социальной защиты населения, проживающего в ЗАТО», «Об организации, финансировании, материально-техническом обеспечении жилищного строительства в ЗАТО», «О функционировании высших и средних специальных учебных заведений, расположенных в ЗАТО», «Об обязательном бесплатном государственном страховании граждан и их имущества от риска ущерба при авариях на предприятиях ЗАТО», «Об особенностях осуществления Государственной программы приватизации в ЗАТО» и другие. Все 28 докладов были сделаны членами рабочей группы Ассоциации ЗАТО, состоявшей из шести человек – жителей Сарова, работников ВНИИЭФ.

Часть одобренных на конференции проектов была принята соответствующими федеральными органами (формирование бюджета, административная подчиненность, обеспечение особого режима и др.), остальные находились в проработке. Но это был 1993 г. С марта по октябрь органы власти фактически бездействовали… А с 12 декабря 1993 г. в стране уже была другая Конституция и другая власть.

В связи с кардинальными переменами в октябре 1993 г. «статусная группа» решила попытаться продолжить работу над проблематикой ЗАТО необычным способом: выдвинуть кандидатом в депутаты нового парламента своего представителя. Были собраны необходимые 7 тыс. подписей избирателей, проведена в поездках по региону избирательная агитация… Но главным соперником оказалась административно-командная система в лице связки баллотировавшихся в Совет Федерации от Нижегородской области: губернатора Б.Е. Немцова, Е.В. Крестьянинова и их ставленников в округах.

В результате тех «честных выборов» 1993 г. победил г-н Воронов, креатура Немцова.

Осенью 1994 г. члены Рабочей группы Ассоциации ЗАТО Минатома РФ направили Председателю Государственной Думы И.П.Рыбкину письмо следующего содержания:

Уважаемый Иван Петрович!
К нам поступил внесённый депутатами Государственной Думы — членами Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике М.О.Толбоевым, С.С.Сулакшиным, Ф.С.Пашенных, В.У.Корниенко, В.В.Журко, проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

Необходимость внесения в Закон «О ЗАТО» изменений и дополнений очевидна хотя бы ввиду принятия в декабре 1993 г. новой Конституции РФ и появившихся в связи с этим изменений, как в названиях, так и в функциях органов государственной власти РФ.

Практика применения Закона «О ЗАТО» показала крайнюю необходимость, целесообразность и своевременность его принятия для регулирования жизнедеятельности прежних т.н. «закрытых городов» и деятельности предприятий, по роду деятельности которых созданы ЗАТО. Хотя внесение в этот закон дополнений и изменений и представляется назревшим и достаточно актуальным, тем не менее, это мероприятие должно проводиться только после всесторонних и широких обсуждений: с органами местного самоуправления, руководством предприятий, общественностью ЗАТО, консультаций со специалистами — как правоведами, экономистами, социологами, так и сотрудниками Минатома, Минобороны, Миноборонпрома, Минфина, ФСБ, Роскомзема, Минсоцзащиты и др.

На наш взгляд, представляются недостаточно проработанными, по существу спорными или даже могущими иметь негативные последствия для жизнедеятельности ЗАТО, следующие положения проекта:

1. В редакции п.п. а) п. 1) проекта упускается возможность того, что границы ЗАТО могут не совпадать с границами районов.

2. Замена в п.п. в) п. 1) нахождения ЗАТО в ведении федеральных органов государственной власти и управления по вопросам, указанным в п. 3 статьи 1 Закона «О ЗАТО», на нахождение ЗАТО в ведении федеральных органов исполнительной власти не оставляет никаких полномочий по этим вопросам федеральным органам представительной и законодательной власти, что является неверным.

3. В редакции п.п. г) п. 1) из абзаца 3 п. 3 статьи 1 Закона выпали полномочия органов представительной власти субъектов РФ в отношении находящихся в их административной подчинённости (принадлежности) ЗАТО.

Далее следует еще 11 замечаний (4 -14).

…Вместе с тем в проекте федерального закона вовсе не развиты положения статьи 7 Закона «О ЗАТО» о социальных гарантиях и компенсациях гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО. Это можно было бы сделать в статье 2 проекта, дополнив её содержание пунктом о поручении Правительству РФ в обозначенный срок разработать «Положение об обязательном бесплатном государственном страховании граждан на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за аварии на предприятиях и (или) объектах», а также иные положения, необходимые как механизм реализации положений Закона. Считаем принятие этого федерального закона в предлагаемом виде неприемлемым.

Предлагая Вашему вниманию указанные замечания по проекту Закона РФ «О внесении дополнений и изменений в Закон РФ » О ЗАТО «, выражаем готовность активного участия в работе по его совершенствованию. Просим Вашего содействия в проведении до принятия указанного федерального Закона действительно широких и всесторонних обсуждений проекта такого закона, так как от него в сильнейшей мере зависит как безопасное функционирование предприятий и (или) объектов, находящихся в ЗАТО, так и жизнедеятельность самих ЗАТО.

Письмо было подписано главой администрации ЗАТО Арзамас-16 Г.З. Каратаевым и членами Рабочей группы Ассоциации ЗАТО Минатома РФ по разработке проектов законодательных и нормативных актов, относящихся к ЗАТО и осенью 1994 г. направлено в Государственную Думу. Копия письма была направлена и Председателю Законодательного Собрания Нижегородской области А.А.Козерадскому с просьбой поддержать нашу позицию и направить соответствующую рецензию на проект в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

В итоге авторитетный депутат В.А.Кирпичников, зная авторов письма и уровень их профессионализма, убедил депутатов внести поправки, предложенные Рабочей группой.

В декабре 1998 г. В.А.Кирпичников, будучи Министром региональной политики Российской Федерации, в письме (исх. № 01-291) на имя ректора СарФТИ Ю.П.Щербака предлагал специалистам Лаборатории прикладных исследований института выполнить по заданию Министерства экспертные, аналитические и методические работы в области региональной политики применительно к условиям ЗАТО. Такая лаборатория была создана по предложению заместителя главы города В.Л.Лаврова, директора РФЯЦ–ВНИИЭФ Р.И.Илькаева, заместителя директора ВНИИЭФ С.В.Крысова, председателя городской думы г. Сарова А.Т.Амеличева, директора ЭМЗ «Авангард» Ю.К.Завалишина.

В апреле 1998 г. на совещании по проблематике ЗАТО Минатома РФ в г. Новоуральске В.И.Анненковым, И.Г.Жидовым и мною был представлен доклад «О необходимости и путях совершенствования нормативно-правовой базы существования и функционирования закрытых административно-территориальных образований».

Были подготовлены также отчеты по НИР:

— «Законодательные и нормативные инициативы по профилактике преступности в ЗАТО в комплексе мероприятий по пресечению террористических проявлений на оборонных предприятиях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»;

— «Анализ состояния дел с законодательным обеспечением особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях и разработка проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» и «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ»;

— «Разработка проектов документов нормативно-правового характера по порядку формирования бюджета ЗАТО в связи с поправками Правительства РФ в проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год».

Эти поправки приостанавливали действие абзаца 2 части первой статьи 5 Закона «О ЗАТО». Совместно с руководством ВНИИЭФ, руководством и депутатами городской думы были разработаны проекты Постановлений Правительства, указаний Президента для различных категорий ЗАТО, пояснительные записки к ним, а также вариант письма Президенту РФ за подписями губернатора и председателя Законодательного собрания Нижегородской области, директора РФЯЦ–ВНИИЭФ и главы местного самоуправления города Сарова. Указанные документы в определенной мере повлияли на успешное (хотя и временное) разрешение острой ситуации.

17-18 июля 1998 года на международном Пагуошском семинаре в Сарове, мы представили доклад «Законодательная база существования закрытых городов России», освещавший следующие вопросы:

1. Проблема легитимности существования закрытых городов.
2. Особый режим безопасного функционирования ЗАТО.
3. Административная подчиненность ЗАТО. Земельные отношения в
ЗАТО. Создание и упразднение ЗАТО.
4. Особенности формирования бюджета ЗАТО.
5. Социальные гарантии и компенсации.
6. Позитивные результаты действия Закона «О ЗАТО».
7. Закрытые ядерные центры как объект международного права.

Авторы доклада считали перспективным проведение сопоставительного анализа законодательства ведущих ядерных держав мира по проблеме существования национальных ядерных центров как зон особой национальной ответственности. Такая работа могла бы способствовать как целям выполнения международных договоров в области ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия, так и задачам реализации совместных крупномасштабных научно-технических проектов.

Выполнить эту работу смог бы международный коллектив правоведов, дипломатов, специалистов ядерных центров при должной поддержке и обеспечении этих работ со стороны правительств и неправительственных организаций США, России и, возможно, других ядерных держав.

Сами авторы сообщения, имея опыт законотворческой и научной деятельности, выражали готовность начать такую работу, используя возможности РФЯЦ-ВНИИЭФ, г. Сарова, Нижегородской области.

Летом 1995 г. В.И. Анненков и я были приглашены в Государственную Думу РФ для участия в рассмотрении очередного варианта внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О ЗАТО». В результате обсуждения были существенно уточнены положения законопроекта, вносимого Комитетом по промышленности, строительству, транспорту и энергетике на рассмотрение Государственной Думы 21 июля 2004 г.

По указанию директора РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаева и по предложению заместителя губернатора Нижегородской области В.Н. Такоева участники «статусной группы» в марте 1998 г. были командированы в Москву для участия в работе Совета Федерации Федерального Собрания РФ по рассмотрению принятого Государственной Думой Федерального закона «О внесении дополнения в закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

В результате работы, проделанной совместно с председателем Комитета Совета Федерации по делам федерации И.П. Скляровым, заместителем губернатора Нижегородской области В.Н. Такоевым, представителями аппарата Совета Федерации, 13 марта закон Советом Федерации РФ был отклонен. Совместно с И.П. Скляровым и А.А. Козерадским составлен в качестве протокола о намерениях документ «Основные предпосылки актуальности и необходимости совершенствования законодательной и нормативной базы функционирования и развития закрытых административно-территориальных образований Нижегородской и Челябинской областей с находящимися в них Федеральными ядерными центрами».

Участниками статусной группы в разные годы был сделан ряд докладов по проблематике ЗАТО на различных по направленности, составу участников мероприятиях: на международном конгрессе «Культура и будущее России» (1993 — 1995 гг.); на заседаниях круглого стола «Проблемы и перспективы развития закрытых городов России» в Москве (1995 г.); на первом Саровском Соборе (1996 г.); на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора (1995 — 1998 гг.); в ПИН-Центре.

По заказу Роскомзема были выпущены отчеты по НИР: «Проект изменений и дополнений в Закон «О ЗАТО»; «Проект Положения о статусе федеральных земель в ЗАТО»; «Порядок подготовки и предоставления документов о создании и упразднении ЗАТО».

В 2001 г. по заказу Аналитического центра по нераспространению был реализован проект «Значение законодательства Российской Федерации о закрытом административно-территориальном образовании, ядерном оружии и экспортном контроле двойных технологий для поддержания режима нераспространения» (авторы: Б.В. Певницкий, В.И. Анненков, И.Г. Жидов, А.В. Зубанов, В.В. Иванов, В.С. Кострыкин, Д.В. Сладков).

Иванов В.В. успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата политических наук на тему «Особенности лоббирования федеральных оборонных социально-экономических комплексов в условиях российской модернизации. На примере закрытых административно-территориальных образований».

В 2004 г. в Сарове состоялся проектный семинар «САРОВ: проект-2020». Участники семинара приняли Меморандум, в котором было высказано предостережение федеральным органам власти о крайне негативных последствиях поспешного изменения статуса ЗАТО, образованных вокруг Российских федеральных ядерных Центров. «Упразднение ЗАТО исключительно из соображений политической конъюнктуры или финансовой экономии будет иметь своим последствием быстрое и существенное уменьшение уровня национальной безопасности и серьезные внешнеполитические последствия. Альтернативой должна стать разработка долгосрочных программ совместного развития ЗАТО и расположенных в них государственных предприятий ядерного оружейного комплекса, предприятий иных форм собственности». На экземпляре, доставленном в администрацию Президента РФ, имелась резолюция руководившего в то время администрацией Д.А.Медведева.

В 2007 г. (22-25 марта) в Сарове состоялись общественные экспертные слушания «Стратегии социально-экономического развития закрытых административно-территориальных образований в Российской Федерации». В них приняли участие руководители «атомных» ЗАТО, их основных предприятий, представители Федерального агентства по атомной энергии, члены Общественной палаты РФ, ведущие эксперты по вопросам местного самоуправления, участники работы над стратегией развития ЗАТО г. Саров. На секциях: деятельность в интересах национальной безопасности; инновационное предпринимательство; образование и культура и на пленарных заседаниях были представлены доклады: «Реформа отрасли и ее влияние на будущее ЗАТО» (С.А.Бояркин), «Особенности ЗАТО в системе местного самоуправления Российской Федерации». (В.Л.Глазычев), «Общие тенденции развития закрытых административно-территориальных образований и особенности ЗАТО Саров» (А.Г.Орлов), «Основные проблемы муниципального управления в ЗАТО и опыт работы над Концепцией развития Сарова» (В.В.Зоря).

На правах ведущего заседание я обратился к начальнику отдела Управления кадрами Росатома А.И.Макаренко с вопросом о правомерности учреждения звания «Заслуженный работник атомной энергетики и промышленности». И получил ответ: предложение об учреждении такого звания уже находится на рассмотрении «в верхах», и что такое звание будет учреждено и, наверное, повлечет за собой определенные преференции тем, кто будет его удостоен.

По поводу представления к наградам лиц, способствовавших разработке законодательства о закрытых городах или претворявших его в жизнь, А.И.Макаренко сказал: «И я тоже к этому был причастен. Я думаю, что мы обойдемся без орденов, достаточно нам простого русского «спасибо». За то, что мы этим занимались и что-то сделали на этом поприще».

Закон «О ЗАТО», исправно отслужив 20 лет делу сохранения жизнедеятельности закрытых городов и даже развитию их социально-экономической сферы, морально устарел. Но что мешает разработке и принятию изменений и дополнений в этот закон? Если он уже не подлежит качественному совершенствованию, то необходимо принять новый закон. Тот же вызывающий многочисленные нарекания 131-ФЗ о местном самоуправлении в РФ даже обязывает сделать это… В ст. 80 этого ФЗ прямо говорится, что особенности местного самоуправления в ЗАТО регулируются федеральным законом. Таким законом в настоящее время остается закон «О закрытом административно-территориальном образовании», поскольку его действие прямо не приостанавливается законом №131-ФЗ.

Другое дело, что сегодня трудно определить, кто именно способен справиться с разработкой нового закона, регулирующего жизнедеятельность ЗАТО в нынешних условиях. Представляется, что Ассоциация ЗАТО в ее нынешнем виде – без участия представителей основных предприятий ЯОК и квалифицированных экспертов, – бессильна. А вот что по этому поводу сказал А.И. Макаренко: «ЗАТО – это абсолютно не муниципальное образование… Нельзя на ЗАТО вешать ярлык муниципального образования, городского округа. В законе 131-ом благодаря нашим усилиям есть ст. 80 о том, что особенности местного самоуправления в ЗАТО определяются федеральным законом. Я полагаю, что в этом федеральном законе «О ЗАТО», нужно просто внести изменения.

Нужно, прежде всего, провозгласить на весь мир, что в России есть ЗАТО. И что для Российской Федерации эти территории являются объектом особого внимания и заботы Российской Федерации, не губернатора, не населения, а Российской Федерации. Там решаются важнейшие для государства задачи. И нельзя на них вешать ярлык местного самоуправления и городского округа.

В этом же законе должно быть сказано, что поскольку это территории особого внимания РФ, на этих территориях местное самоуправление должно быть немножко ограничено. Пусть народ собирается на сходы, голосует за проведение канализации и пр., но вопросы, касающиеся функционирования особо важного ядерного объекта, ради которого создано это ЗАТО, не должны решаться на сходах, они должны решаться совсем в другом месте. В этом смысле федеральная власть должна иметь возможность влиять, и не только влиять, но и принимать решения вместо местного самоуправления. И это будет разумно».

По проблематике ЗАТО был защищен целый ряд диссертаций: Д.Ю.Файков «Системные трансформации закрытых административно-территориальных образований». (2011 г.), Л.М.Дубинина «Организация профилактики стоматологических заболеваний у населения закрытого административно-территориального образования» (Красноярск),

Л.В.Коваль «Стратегия адаптации экономики закрытого административно-территориального образования к условиям рынка» (Екатеринбург), Н.Ю.Стоюшко «Тенденции развития предпринимательства в сфере услуг закрытого административно-территориального образования (на примере ЗАТО Большой Камень)».

После принятия Закона уже другие специалисты, не члены «статусной группы», занимались важными делами: защитой интересов «инвестиционной зоны» ЗАТО г. Саров, работой с Государственной Думой и Правительством РФ, разработкой и продвижением закона о ядерном оружии, о статусе федеральных ядерных центров и многим другим.

Тем, кому за сорок, в недавно вышедшей во ВНИИЭФ книге И.Г. Жидова «Очерки истории города Сарова. Последнее десятилетие ХХ века» откроют для себя новое, более глубокое понимание сути тех событий, которые им пришлось пережить в те нелегкие, в чем-то трагические, и в то же время великие времена. В ту пору в бешеном ритме жизни горожане умудрялись, как и прежде, стоять на трудовом посту по защите национальных интересов государства, в общем-то, бросившего их один на один с нелегкой судьбой. И было просто не до подробностей политических, социально-экономических, культурных событий жизни Арзамаса-16, Кремлева, Сарова. А ведь разработанный в 1990-1992 гг. при участии депутатов Сарова федеральный закон «О закрытом административно-территориальном образовании» облегчил жизнь и помог выстоять не только жителям нашего города, но и еще сорока с лишним городов Минатома, поселений Минобороны с миллионным суммарным населением.