Жалобы и нарушение избирательных прав

Содержание:

Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России

Спектр категорий граждан, наделенных правом на обжалование нарушений законодательства о выборах, референдуме, широк.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, а также избирательные комиссии, комиссии референдума. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу (ст. 63 п. 4 ОГ, ст. 90 п. 1 ГД, ст. 79 п. 1 П).

Куда на кого жаловаться?

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (ст. 63 п. 1 ОГ, ст. 90 п. 2 ГД, ст. 79 п. 2 П).

Соответствие ранга суда уровню комиссий, на которые подается жалоба, должно соблюдаться. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий, а также комиссий референдума обжалуются в районные суды (ст. 63 п. 2 ОГ, ст. 90 п. 3 ГД, ст. 79 п. 3 П).

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума вплоть до самой высшей (соответственно уровню проводимых выборов или референдума) (ст. 63 п. 6 ОГ, ст. 90 п. 7 ГД, ст. 79 п. 7 П).

Если вышестоящая (соответственно уровню проводимых выборов или референдума) избирательная комиссия, комиссия референдума отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, — в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ст. 63 п. 7 ОГ).

Жалобу можно подать и в прокуратуру, которая по закону осуществляет надзор за соблюдением прав граждан.

Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (ст. 63 п. 13 ОГ, ст. 90 п. 13 ГД, ст. 79 п. 13 П).

Административные правонарушения обжалуют в районный суд или у мирового судьи, у должностных лиц МВД и в избирательные комиссии, комиссии референдума, к которым граждане и общественные объединения могут обратиться с соответствующими заявлениями (раздел IV КоАП РСФСР).

С жалобой на нарушение общественного порядка и (или) порядка агитации также можно и нужно обращаться в милицию (ст. 10 пп. 23, 28 ОМ).

Существуют ли условия, предваряющие подачу и рассмотрение жалобы?

Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность предусмотрена законодательством Российской Федерации. Признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата (ст. 63 п. 12 ОГ, ст. 90 п. 6 ГД, ст. 79 п. 6 П).

Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (ст. 63 п. 9 ОГ, ст. 90 п. 10 ГД, ст. 79 п. 10 П).

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, комиссию референдума данная избирательная комиссия, комиссия референдума приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе (ст. 63 п. 10 ОГ, ст. 90 п. 11 ГД, ст. 79 п. 11 П).

Права правоприменительных инстанций при рассмотрении жалоб

В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о результатах выборов, референдума или иное решение избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 63 п. 5 ОГ, ст. 90 п. 4 ГД, ст. 79 п. 4 П).

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ст. 63 п. 3 ОГ, ст. 90 п. 5 ГД, ст. 79 п. 5 П).

В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда (ст. 90 п. 5 ГД, ст. 79 п. 5 П).

При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, рассмотрении вопроса об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительным избирательная комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан (ст. 90 п. 8 ГД, ст. 79 п. 8 П).

Решения вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязательны для нижестоящих комиссий (ст. 20 п. 9 ОГ, ст. 18 п. 3 ГД, ст. 12 п. 3 П). Вышестоящая комиссия вправе отменить решение нижестоящей комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы (ст. 63 п. 8 ОГ; ст. 18 п. 6, ст. 90 п. 9 ГД; ст. 12 п. 6, ст. 79 п. 9 П).

Правоохранительные и иные органы, в том числе и милиция, обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах (ст. 45 п. 8 ОГ, ст. 60 п. 6 ГД, ст. 53 п. 7 П, ст. 10 п. 28 ОМ).

Сроки рассмотрения жалоб

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст. 63 п. 11 ОГ, ст. 90 п. 12 ГД, ст. 79 п. 12 П).

Обжалование нарушений законодательства общественными наблюдателями — важная и необходимая сторона их деятельности.

По сути это главный способ устранения и предотвращения, наряду с просветительской работой, нарушений избирательных и иных прав граждан и права их участия в референдуме.

Поэтому общественный наблюдатель — и в этом его долг перед обществом — обязан не только фиксировать происходящие нарушения, но и добиваться устранения всех обнаруженных им нарушений закона.

Первая инстанция, в которую необходимо обращаться, — участковая избирательная комиссия, комиссия референдума. Если нарушения происходят на территории населенного пункта (района, города), избирательного округа, субъекта Российской Федерации или на всей территории страны — заявление (жалоба) подается соответственно в территориальную, окружную, субъекта Федерации комиссию, занимающуюся подготовкой и проведением выборов, референдума, или Центральную избирательную комиссию РФ.

Заявления на неправомерные действия администрации подаются в соответствующий суд или прокуратуру (копии для информации — в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума).

Необходимо до конца использовать все возможности обжалования, если вы уверены в своей правоте.

Заявителем может быть не только очевидец произошедшего, а практически любой гражданин, имеющий право на волеизъявление на выборах или референдуме, любое общественное объединение, так как при нарушении электоральных прав любого гражданина нарушаются права всех граждан. Естественно, что подтверждать наличие факта нарушения, о чем составляется акт, может лишь очевидец.

Общественному объединению обжалование нарушений осуществлять легче, поскольку в его составе могут быть юристы, оно обладает большими организационными и финансовыми ресурсами, чем отдельный среднестатистический гражданин.

В нашей стране процедура разбирательства, особенно в судах, сама по себе служит немалым наказанием для нарушителя (правда, почти в такой же степени и для обжалующего нарушение).

Важным способом общественного обжалования нарушений является предание огласке сути нарушения, действующих лиц и исполнителей через средства массовой информации, компьютерную сеть Интернет. Порой нарушитель, особенно представитель администрации, боится гласности больше, чем штрафа, кулуарного порицания в комиссии или суде. Поэтому о решениях судов, избирательных комиссий, комиссий референдума по нарушениям законодательства о выборах и референдуме желательно публиковать хлесткие заметки, памфлеты или излагать такой материал в других интересных для людей журналистских жанрах.

Есть один пережиток прошлого, затрудняющий обжалование нарушений, — негативное отношение окружающих к «жалобщикам», «судебным сутягам». Необходимо изживать эти проявления времени беззаконного преодоления конфликтов, терпеливо объяснять, что для законопослушных граждан не насилие, не совершение гадостей в отместку, а только законное апеллирование и есть путь восстановления нарушенных прав, что цивилизованная юридическая практика для этой цели не предусматривает ничего иного, чем обращение в суд.

И лишь преодолев «разруху» в своих головах, в своем сознании, нам удастся ликвидировать и массовые нарушения законодательства, в том числе и о выборах и референдуме, и массовую безнаказанность организованных нарушений.

Прокуратура Камчатского края

Список органов прокуратуры Камчатского края

Календарь новостей

Разъяснения прокурора

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Вправе ли работодатель штрафовать работника

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Как подать жалобу в государственную инспекцию труда

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Водители по-прежнему должны устанавливать знак «Шипы»

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Изъятое водительское удостоверение будет возвращаться после уплаты штрафов

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Права граждан в уголовном судопроизводстве

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Куда обращаться с жалобами на нарушение избирательных прав

  • 16.03.2018 18.03.2018 Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 619

Рассмотрение жалоб и обращений по вопросам нарушения избирательных прав осуществляется судами, избирательными комиссиями и органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с сокращениями*)

  1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
  2. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
  3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
  4. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов.
  5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.
  6. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

  1. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
  2. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
  3. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

9.1. По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.

  1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах.
  2. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
  3. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений (с сокращениями*)

  1. Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
  2. Жалоба на решение комиссии в период избирательной кампании, может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании — в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании — в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
  3. Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
  4. Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Старший помощник прокурора Камчатского края по взаимодействию
со СМИ, общественностью и правовому обеспечению

Как подавать жалобу

1. Есть ли нарушение? Практика показывает, что даже опытные участники процесса наблюдения иногда ошибаются в своих суждениях. Поэтому по возможности найдите норму закона, подкрепляющую ваше мнение, и/или посоветуйтесь с консультантами в штабе наблюдения.

2. Устранимо ли нарушение? Основной задачей участника наблюдения является обеспечение максимально точного учета волеизъявления избирателей. Поэтому жалоба является безусловно необходимой лишь тогда, когда уже допущено нарушение, которое невозможно исправить и которое существенно влияет на достоверность установления результата выборов. В остальных случаях сохранение режима нормального сотрудничества с комиссией может оказаться предпочтительнее официальной фиксации в жалобе всех тех мелких и не очень мелких недочетов, которые всегда имеются в работе комиссий («не ошибается тот, кто ничего не делает»). Если ваше чувство справедливости не позволяет оставить эти недостатки без внимания — вы можете вместо жалобы написать рекомендацию комиссии.

Этот совет не относится к ситуациям, когда голосование отнесено штабом (или иным координирующим участников наблюдения органом) к «красной зоне». В этом режиме обычно является максимально важным документально подтверждать все допускаемые нарушения, особенно если они впоследствии могут послужить основанием для принятия мер в соответствии с КоАП или Уголовным кодексом, либо для требований о признании результатов голосования недействительными.

3. Что писать в жалобе? В настоящем справочнике содержится большое количество образцов заявлений. Бланки для наиболее распространенных или критически срочных ситуаций рекомендуется распечатать заранее (часто такие комплекты бланков подготавливают штабы наблюдения). В любом случае, в жалобе должны присутствовать:

  • шапка («В участковую избирательную комиссию № такой-то» «от члена комиссии с правом совещательного голоса И. И. Иванова». Если вы не являетесь членом комиссии или наблюдателем — укажите почтовый адрес (хотя комиссия должна рассматривать любые обращения непосредственно в день голосования, но формально закон о порядке рассмотрения обращений граждан требует обязательного указания почтового адреса для ответа);
  • заголовок («Жалоба» или «Заявление». Согласно терминологии закона о порядке рассмотрения обращений гражданжалоба подается в связи с нарушением прав гражданина, а заявление — в связи с иными нарушениями законодательства. На практике выбор заголовка часто определяется вкусовыми предпочтениями автора. Юридически «неправильный» заголовок ни на что не влияет, а в протоколе об итогах голосования указывается общее количество жалоб и заявлений);
  • описание фактов, являющихся нарушением (в такое-то время такой-то член комиссии сделал то-то);
  • правовая оценка этих фактов (указанные действия не соответствуют пункту такому-то статьи такой-то такого-то закона [1] ). Вы можете и не ссылаться на закон, если затрудняетесь указать конкретную норму. Это не должно препятствовать рассмотрению вашей жалобы, если вы правильно изложили фактические обстоятельства;
  • конкретное требование и его обоснование (например, «В связи с тем, что голосование с использованием переносного ящика № 1 производилось с нарушением требований закона, прошу признать бюллетени в указанном ящике недействительными, а нарушившего законодательство члена комиссии Петрова не направлять для проведения следующего выездного голосования (или: в соответствии с пунктом 12 статьи 64 федерального закона «Об основных гарантиях. » передать материалы в суд для рассмотрения вопроса об отстранении Петрова от работы в комиссии)»);
  • возможно написание заключительной формулы (она не является обязательной, но напоминает должностным лицам комиссии о том, что они должны сделать): В соответствии с п. 4 ст. 20 закона 67−ФЗ прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу об итогах голосования.
  • подпись, дата, время

Не забудьте! Если у жалобы большой объем, а ксерокса под рукой нет — пишите сразу под копирку.

4. Угроза страшнее реализации. Если речь идет об устранимом нарушении, то угроза подачи жалобы действует на председателя комиссии гораздо сильнее, чем уже поданная жалоба. Поэтому напишите жалобу, продемонстрируйте ее председателю, но дайте ему время принять меры до официальной сдачи жалобы (в то же время избегайте ситуации, когда председатель будет ощущать, что вы его шантажируете подачей жалобы, он должен иметь возможность отступить «не потеряв лица»). Часто такие переговоры удобно проводить не вам, а «третьим лицам», которыми могут выступать имеющиеся в распоряжении штаба мобильные группы (если таковые существуют и имеют возможность прибыть в разумный срок на ваш участок для урегулирования конфликта).

5. «Позвоните родителям». Если нарушение значительно и/или неустранимо, или если вы понимаете, что конфликт все-таки не будет мирно урегулирован — известите об происходящем штаб наблюдения. Это позволит штабу организовать поддержку вашей жалобы в вышестоящей комиссии, внести сведения о нарушении в карту нарушений, сообщить информацию участникам наблюдения на других участках, чтобы предотвратить подобные нарушения там.

6. Как отдать жалобу? Отдавайте жалобу только председателю, его заместителю или секретарю комиссии. Получите отметку на втором экземпляре жалобы (как минимум, дата, время и подпись, как максимум — еще и слово «Получено», а также наименование должности и расшифровка подписи). Если вы писали жалобу не под копирку и у вас нет возможности сделать ксерокопию, а размер жалобы велик и времени мало — попросите председателя расписаться в расписке о получении («Жалобу имярек о том-то получил. Дата, время, должность, подпись, расшифровка подписи»), а перед подачей жалобы сфотографируйте ее с нормальным качеством, чтобы при необходимости иметь возможность восстановить текст.

Если заявление не принимают (или отказываются поставить отметку о приеме на вашем экземпляре) — это причина подать дополнительную жалобу.

7. Как рассматривают жалобу? Комиссия в день голосования обязана рассматривать жалобы и принимать по ним решения немедленно: пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 4. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно .[. ] Жалоба должна быть рассмотрена в присутствии заявителя и тех лиц, действия которых обжалуются: пункт 12 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 12. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

Решения по жалобе должны приниматься именно на заседании комиссии, с извещением о заседании всех членов комиссии с правом совещательного голоса. Несоблюдение этого является самостоятельным нарушением, которое также может быть обжаловано.

8. В каких случаях жаловаться в ТИК территориальная избирательная комиссия ? Закон обязывает вышестоящую комиссию непременно самостоятельно рассматривать лишь те жалобы, которые были предметом рассмотрения в нижестоящей комиссии [2] . Поэтому жалоба в ТИК территориальная избирательная комиссия на действия или решения УИК участковая избирательная комиссия разумна в следующих ситуациях:

  • вы подали жалобу в УИК участковая избирательная комиссия , но принятое по ней решение вы считаете неправильным;
  • вы подали жалобу в УИК участковая избирательная комиссия , но жалоба не рассматривается в течение длительного времени (или вам не сообщают об итогах ее рассмотрения);
  • у вас не принимают жалобу (в этом случае для надежности можно оформить акт);
  • вы обжалуете принятое УИК участковая избирательная комиссия решение;
  • вас не допускают в помещение для голосования (или удалили оттуда).

Куда жаловаться на нарушения в ходе выборов

Как написать заявление

Жители московского региона 18 сентября будут голосовать на выборах в Госдуму РФ, Мособлдуму и выбирать муниципальных депутатов разных уровней. При этом избиратели могут столкнуться с плохой работой избирательной комиссии, незаконными агитациями или вбросами бюллетеней. Куда следует обращаться в случае тех или иных нарушений на выборах, выяснил корреспондент РИАМО.

Как написать заявление

Заявление можно написать в произвольной форме в двух экземплярах. При этом в одной жалобе можно сообщить сразу о нескольких нарушениях. Необязательно указывать конкретные статьи закона, которые были нарушены, достаточно подробно изложить факты, указать время инцидента и по возможности перечислить имена нарушителей и свидетелей данной ситуации.

«В избирательную комиссию, участок (номер). Я, (ФИО), стал свидетелем следующего нарушения, совершенного в (указать время) неустановленным лицом (если лицо установлено – указать его данные). Прошу провести проверку и письменно проинформировать о результатах». В конце указать адрес проживания и контактный телефон.

Узнать номер своего избирательного участка по адресу проживания можно на сайте Центральной избирательной комиссии.

При подаче жалобы узнайте номер телефона исполнителя, по которому можно будет уточнить, на каком этапе находится ее рассмотрение.

Онлайн-жалоба

Подать жалобу на работу избирательной комиссии и указать все зафиксированные нарушения на выборах может любой желающий на сайте ЦИК или на сайте общественного движения «Голос», где размещена карта нарушений. В форме обратной связи есть возможность прикрепить фото и видео свидетельства инцидента.

Также в зависимости от характера нарушения жалобы можно направить в прокуратуру, территориальные избирательные комиссии, полицию и другие органы.

Принудительное голосование

Если вы оказались участником или свидетелем ситуации, когда посторонние люди принуждают избирателей проголосовать за одного из кандидатов или заставляют получить открепительное удостоверение, необходимо обратиться в окружную, городскую или межрайонную прокуратуру. Адреса и телефоны прокуратур Москвы можно узнать здесь, a контакты прокуратур Московской области – здесь.

Незаконная агитация

Если вы столкнулись с незаконной агитацией за день до выборов или в день голосования, можно написать заявление в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Ознакомиться с полным списком комиссий по округам и районам Москвы можно на сайте Мосгоризбиркома, a жители Подмосковья могут посмотреть адреса на сайте Мособлизбиркома.

В таких случаях также можно обратиться в полицию. Сотрудники составят административный протокол и направят его в избирательную комиссию.

Вброс бюллетеней и плата за голоса

Если вы стали свидетелем того, как в урну вбросили пачки бюллетеней, к избирательному участку целенаправленно привезли большую группу людей или на выходе из участковой избирательной комиссии (УИК) людям выдают деньги, следует обратиться с заявлением в полицию, к председателю, секретарю или заместителю председателя УИК или в штаб наблюдателей. При этом желательно зафиксировать нарушения на фото или видео и приложить копии к заявлению.

Если жалобу игнорируют

Если в УИК ваше заявление не принимают, можно пожаловаться в территориальные избирательные комиссии Москвы или области. Также избиратель в праве написать заявление в районный суд Москвы или в один из судов Московской области. В случае, если все поданные жалобы остались без ответа или вовсе не были приняты, следует повторно подать в суд иск о бездействии органов власти.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Жалобы и нарушение избирательных прав

До дня голосования, в период избирательной кампании, Вы можете встретиться с различными нарушениями — давлением на избирателей, незаконной агитацией и т.д.

Нарушения могут допускать не только кандидаты, но и избирательные комиссии, чиновники, средства массовой информации или даже избиратели.

Как показал опыт, официальная реакция правоохранительных органов и избирательных комиссий на нарушения возникает только после подачи официальных жалоб, либо после достаточно громкого общественного резонанса.

В случае большого количества нарушений обеспечить громкий общественный резонанс по всем фактам невозможно, поэтому грамотно составленные и официально поданные жалобы играют важную роль в противодействии нарушениям и оценке работы системы правоохранительных органов и избирательных комиссий.

Шаблоны жалоб в формате .doc

  • Жалоба на агитационную телепередачу. Скачать (.doc)
  • Жалоба на печатную публикацию без указания на источник затраченных средств. Скачать (.doc)
  • Жалоба на незаконные листовки. Скачать (.doc)
  • Жалоба на использование должностного или служебного положения. Скачать (.doc)
  • Жалоба на принуждение к голосованию. Скачать (.doc)
  • Подкуп избирателей Скачать (.doc)

Куда подавать?

В зависимости от вида нарушения (http://www.kartanarusheniy.org/pages/info), жалобы рекомендуется подавать в разные органы.

В избирательную комиссию субъекта РФ или ЦИК РФ

  • Нарушение правил уличной и наружной агитации
  • Нарушение правил агитации в СМИ
  • Использование возможностей власти для создания преимуществ одному из кандидатов, агитация со стороны государственных и муниципальных служащих

Адреса избирательных комиссий субъектов РФ размещены на их официальных сайтах http://cikrf.ru/sites

ЦИК РФ: Б. Черкасский пер., д. 9, Москва, 109012. Телефон: (495) 606-79-57.

В Прокуратуру по месту совершения нарушения

  • Незаконные действия правоохранительных органов
  • Давление начальства на избирателей
  • Подкуп избирателей

Адреса городских и районных Прокуратур можно найти через сайты Прокуратур субъектов РФ http://genproc.gov.ru/structure/subjects

Кто и как может подать?

Жалобу может подать любой избиратель Российской Федерации как непосредственно (нарочным или по почте), так и через Интернет (путем заполнения формы на сайте ЦИК РФ http://cikrf.ru/reception/porjadok.html).

Ввиду сжатых сроков избирательной кампании не рекомендуем отправлять жалобу по почте. Отнесите ее нарочным. Потребуйте при сдаче документов поставить отметку о приеме на вашем экземпляре жалобы (можете также записать входящий номер). При подаче спросите контактный телефон, по которому можно уточнить, в какой стадии находится рассмотрение жалобы.

Как подготовить жалобу?

В одной жалобе можно сообщить сразу о нескольких нарушениях.

Письменная жалоба оформляется с максимально подробным изложением деталей и обстоятельств нарушения (фамилии, даты, время, место, контактные данные), для того, чтобы проверяющий смог подтвердить информацию о нарушении. При наличии документальных доказательств (фотографии, видео- и аудиозаписи, документы и пр.) необходимо приложить их копии к жалобе (оригиналы следует оставить себе).

Если есть свидетели, готовые подтвердить информацию о нарушении, укажите их Ф.И.О. и контактную информацию.

Для получения консультации обращайтесь по электронной почте [email protected]

Сроки рассмотрения

Избирательные комиссии

П. 4 ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях…»: «Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. . ».

Прокуратура

По административным делам — 30 дней, по уголовным — от 3-х до 10.

Что делать дальше?

После подачи жалобы (как письменной, так и электронной) обязательно зарегистрируйте ее на Карте нарушений http://www.kartanarusheniy.org/new.

Звоните по контактному телефону в орган, куда была подана жалоба, и уточняйте, в каком состоянии находится ее рассмотрение.

После получения официального ответа обязательно разместите его на Карту нарушений http://www.kartanarusheniy.org/new.

Если ответ на жалобу Вас не устроит, то Вы вправе обжаловать его в вышестоящем органе, а в некоторых случаях – в суде.

Специалисты «ГОЛОСа» будут отслеживать документы по рассмотрению жалоб и консультировать заявителей в случае необходимости.

Использование материалов допустимо при условии указания источника информации: «Карта нарушений на выборах 2018 при поддержке движения «Голос» и наличия ссылки на сайт kartanarusheniy.org.

Материалы сайта являются добровольными сообщениями пользователей о возможных нарушениях избирательного законодательства которые публикуются без предварительной проверки в версии пользователей для проверки содержащихся в них сведений и принятия мер реагирования со стороны избирательных комиссий, правоохранительных органов, средств массовой информации, политических партий и кандидатов. Материалы сайта не являются результатами опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами.